ГлавнаяЛитератураГигиена физического воспитания и спорта: Вайнбаум Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников

Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников

Гигиеническая норма двигательной активностишкольников — это научно обоснованные, количественные ее параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.

Недавно вышел новый СанПиН, в котором четко прописаны все необходимые нормативы для школьников. И поверьте, с этим документом обязан ознакомиться не только каждый педагог, но и родитель, поскольку точное соблюдение данных норм позволят максимально сохранить здоровье ребенка в то время, когда он проходит обучение в школе. Помимо всего, не стоит забывать, что вести правильный образ жизни ребенок должен не только лишь по  будням, но и в выходные дни. 

У каждого школьника индивидуальная потребность в суточной двигательной активности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, местных климатических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все перечисленные индивидуальные особенности и оказывающую благоприятное влияние как на клеточном, тканевом и органном уровне, так и на уровне целостного организма, следует называть гигиенической нормой. При гигиенически оптимальной величине двигательной активности достигается гармоническое взаимодействие в системе «организм — окружающая среда».

Биологическими критериями оптимальной двигательной активности считаются экономичность и надежность функционирования всех систем организма, его способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся социальные, биологические и гигиенические условия окружающей среды. Нарушения гомеостатического равновесия организма, избыточное напряжение механизмов саморегуляции его ведущих адаптивных систем, проявляющиеся в его неадекватных приспособительных реакциях, указывают на несоответствие двигательной активности величине ее гигиенической нормы.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел — от минимально необходимой величины (нижняя граница) до максимально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокинезия, или как гиперкинезия. Приводим шкалу оценки суточной двигательной активности детей и подростков по шести возрастно-половым группам.

Шкала оценки суммарной суточной двигательной активности детей 5—17 лет (по А. Г. Сухареву)

Оценка двигательной активности

Возраст,

лет

Гипокинезия

Гигиеническая

Гиперкинезия

(менее)

норма

(более)

5-6

7,5

8,6-10,5

13

9

11-15

20

4

4,5-5,5

6

7-10

8

10,6-12,5

15

10

15-20,5

25

3,5

4-5

5,5

11-14

мальчики

10

12,6-14,5

17

15

20-25

30

3

3,5-4,5

5

девочки

10

12,6-13,5

16

12

17-23

28

3

3,5-4,5

5

15-17

мальчики

12

14,6-16,5

20

20

25-30

35

2,5

3-4

4,5

девочки

11

13,6-14,5

18

15

20-25

30

3

3,5-4,5

3,5

Примечание. Первые строки — энерготраты, МДж; вторые — локомоции, тыс. шагов; третьи — продолжительность двигательного компонента, ч.

Применение этих и подобных гигиенических нормативов учителем физической культуры позволит на научной основе разрабатывать новые или совершенствовать традиционные формы организации физического воспитания школьников, оптимизировать их двигательную активность, чтобы достичь максимального оздоровительного эффекта.

Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности школьника, можно предсказать ее возможное и наиболее вероятное влияние на его организм.


Пред. статья След. статья
<