ГлавнаяЛитератураФизическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: Баранов А.А.Гигиеническая характеристика социально различаю­щихся популяций детей и подростков, проживающих на раз­личных территориях России в первом десятилетии XXI век

Гигиеническая характеристика социально различаю­щихся популяций детей и подростков, проживающих на раз­личных территориях России в первом десятилетии XXI век

Исследование было выполнено методом естественного гигиенического эксперимента с использованием приемов эпидемиологических исследований.

Были изучены популяции детей и подростков:

1.Дети, проживающие в условиях мегаполиса Москвы и обучающиеся в 11 общеобразовательных учреждениях (лонгитудинальное наблюдение).

2. Дети и подростки — социальные сироты, воспитанники государственных образовательных учреждений для детей—сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Москвы.

3. Подростки — социальные сироты, воспитанники государственных образовательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением Тульской области.

4. Дети и подростки из семей «пришлого населения», проживающие в условиях Приполярья в геологическом поселке городского типа Тарко-Сале Ямало-Ненецкого Автономного округа.

5. Дети коренной национальности, проживающие в 7 селах Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия).

6. Дети, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих эксперимент по разработке новых педагогических технологий, позволяющих повысить здоровьесберегающие возможности процесса обучения в условиях Крайнего Севера, проживающие в городе Сыктывкар Республики Коми.

7. Подростки, обучающиеся в учреждении нового вида в Муниципальном образовательном учреждении Гимназии № 12 города Долгопрудного Московской области.

8. Дети и подростки, обучающиеся в Некоммерческом образовательном учреждении Частной гуманитарно-экономической школе «Самсон» города Москвы.

9. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, обучающиеся в Центре образования № 1998 «Лукоморье» города Москвы.

10. Подростки, обучающиеся в 4 общеобразовательных учреждениях города Долгопрудного Московской области.

Выбор учреждений для проведения исследования осуществлялся из числа тех, руководители и родительский комитет которых одобрил участие детей и подростков в исследовании. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие субъектов исследования и соответствует требованиям биомедицинской этики.

Изученные популяции детей и подростков различаются по этническому признаку, климато-географическим и социально-экономическим условиям проживания, т. е. могут быть охарактеризованы как «социально различающиеся популяции детей и подростков». Такой подбор социально различающихся популяций детей и подростков согласуется с научно-методическими основами плана действий в области окружающей среды и здоровья детей, в котором приоритетными названы популяции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-мигрантов, детей, проживающих в сельских районах, одаренных детей, детей-инвалидов, детей в экстремальных ситуациях (Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р., 2004).

В ходе выполнения работы было обследовано 3600 детей и подростков. Однако, учитывая цель и задачи работы в изученных популяциях для анализа были оставлены только дети и подростки славянской национальности (русские, белорусы, украинцы, дети от смешанных браков данных национальностей) и дети—якуты, родившиеся и постоянно проживающие в Республике Саха (Якутия).

Кроме того, при анализе учитывались сроки проживания детей и подростков в регионе, сроки обучения в образовательном учреждении, наличие тяжелых соматических заболеваний, полнота сбора материала, в том числе и анкетного. Акцент делался на анализе популяций детей и подростков сенситивных возрастов — дошкольников 6 лет и школьников 15 лет. В сенситивные периоды организм ребенка оказывается в «неустойчивом» состоянии, поскольку диапазон адаптационных реакций ограничен, а чувствительность к экзогенным воздействиям высока и организм подвергается более высокому риску развития пограничных и патологических состояний (Дорожнова К. П., 1983; Антонова Л. Т., Сердюковская Г. Н., 1993).

А. Г. Сухарев (2001) сформулировал это положение так: ребенок рождается с определенным генотипом, который определяет его генетический канал морфофункционального развития и уровень здоровья. С возрастом границы канала расширяются, появляются своеобразные «окна» для избирательного восприятия факторов окружающей среды. Эти «окна» названы экосенситивными периодами в онтогенезе человека, т. е. в пределах которых наблюдается повышенная чувствительность к действию факторов окружающей среды. Такие периоды: 6-7 лет — период повышенной чувствительности к среде и адаптации к началу общего образования; 11 лет — период препубертатный и адаптации к предметному обучению; 15 лет — период пубертатный и адаптации к налу профессионального обучения.

Изучение физического развития детей и подростков проводились индивидуализирующим (продольные наблюдения) и генерализирующим методом (поперечные наблюдения) по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария.

1. Первой «социально различающейся популяцией» стала популяция детей и подростков социальных сирот.

Выбор ее был связан с обострением в последнее десятилетие в Российской Федерации проблемы социального сиротства. Согласно официальным документам дети сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Только 10% из общего числа детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные 90-95% детей имеют живых кровных родителей — это так называемые «социальные сироты». Социальные сироты — особая категория детей и подростков, лишившихся попечения родителей вследствие социально-экономических и морально-нравственных причин. Причины, обуславливающие социальное сиротство связаны с низким материальным обеспечением семьи, безработицей, критическим положением российской семьи, с возрастающей алкоголизацией, наркотизацией общества, а также ослаблением внимания к проблемам воспитания и образования детей (Милушкина О. Ю., 2002, Дашкина И. В., 2005).

Данное исследование проводилось в государственных образовательных учреждениях, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты) № 2, 27, 37, 46, 48 (дошкольное и школьное отделение), 50, «Дорога к дому» города Москвы. К моменту обследования дети 6 лет находились в государственных учреждениях не менее трех лет, дети 15 лет — не менее пяти лет.

Социальное сиротство тесно связано с проблемами табакокурения, алкоголизации, наркотизации, аддиктивного поведения и роста числа несовершеннолетних правонарушителей (Смирнов С. В., 2003). Ежегодно органами МВД привлекаются в качестве обвиняемых и подозреваемых более 200 000 несовершеннолетних, половина дел доходят до суда, около 20 000 несовершеннолетних правонарушителей получают наказание в форме лишения свободы (Максудов Р., Флямер М., 2004). Несовершеннолетние правонарушители воспитываются и обучаются в государственных образовательных учреждениях специальных школах (закрытого типа) и специальных профессиональных училищах (закрытого типа) для детей и подростков с девиантным поведением. Дети и подростки направляются в учреждения данного типа по решению суда за совершение общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Данное исследование проводилось в государственных учреждениях Головеньковской специальной школе (закрытого типа) (СШ), ведомственная принадлежность Департамент образования Администрации Тульской области и специальном профессиональном училище № 1 (закрытого типа) для подростков с девиантным поведением (СПУ), ведомственная принадлежность Министерство общего и профессионального образования, расположенных на Территории Тульской области. В учреждения закрытого типа для подростков с девиантным поведением направляются подростки из Тульской области, а так же других областей — Московской области, Владимирской области, Рязанской области, Калужской области, Нижегородской области.

В данном исследовании по данным выкопировки из медицинской документации 12,0% детей, воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей имели в анамнезе перинатальную патологию: отягощенный акушерский анамнез матерей (большое число абортов), гестозы II половины беременности, гипотрофия плода разной степени, 9,3% детей родились недоношенными, инфекционные заболевания, перенесенные матерью, инфицирование плода во время беременности и в родах (хламидиоз, генитальный герпес), часть детей родились от хронических алкоголиков и наркоманов. Анамнестические данные свидетельствуют о том, что на первом году жизни около 30,0% детей часто болели острыми респираторными заболеваниями.

Среди воспитанников Головеньковской специальной школы (закрытого типа) и специального профессионального училища № 1 (закрытого типа) для подростков с девиантным поведением почти все подростки являлись выходцами из социально неблагополучной среды: 54,5% из неполных семей, 25,3% из асоциальных семей (родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы и т. д.), 5,5% - дети-сироты. Более года в учреждении закрытого типа находились 49,1% мальчиков. Причиной нахождения в учреждениях закрытого типа для подростков с девиантным поведением в 80,0% явилось совершение кражи, в 7,5% - убийство, 9,9% — хулиганство и в 2,6% — разбой.

Особенностью, которая характеризует социальных сирот, является низкий уровень нервно-психического здоровья. Среди отклонений нервно-психической сферы, в этиологии которых рассматриваются психосоциальные факторы, одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Распространенность этого синдрома среди детей из обычных семей составляет 28,0%, при этом среди мальчиков он выявляется в 1,5 раза чаще, чем среди девочек (Платонова А. Г., 1996). Изучение распространенности СДВГ у социальных сирот выявило, что среди воспитанников учреждениях для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей среди мальчиков он встречается в два раза чаще (68,0%), чем среди девочек (33,3%), а среди воспитанников учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением треть имеют синдром (Милушкина О. Ю., 2002, Дашкина И. В., 2005).

С данными о состоянии нервно-психического здоровья социальных сирот тесно связаны данные о распространенности вредных привычек среди них. Анализ распространенности вредных привычек среди воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей данных показывает, что образ жизни мальчиков и девочек практически не отличается и девочки подвержены влиянию негативных поведенческих факторов наравне с мальчиками. Ежедневно курят 51,5% мальчиков и 50,1% девочек. Большинство девочек из группы курящих каждый день выкуривают до 5 сигарет (31,8%). У мальчиков сформировалась группа «заядлых курильщиков», которые выкуривают более 10 сигарет в день (15,2%) и 5—10 сигарет в день (21,1%).

Пробовали, но сейчас не употребляют алкогольные напитки 57,6% мальчиков и 68,3% девочек. Употребляют алкогольные напитки несколько раз в год около 20,0% подростков. Обращает на себя внимание, что ежедневно пьют 3,0% мальчиков, воспитывающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди девочек и мальчиков - сирот лично знают людей употребляющих наркотики 13,6—15,2%. Не пробовали ни разу наркотические и токсические вещества 84,8% мальчиков и 90,9% девочек, тогда как 9,1% девочек и 15,2% мальчиков отметили, что пробовали, но в настоящее время не употребляют наркотические и токсические вещества.

Среди наркотических и токсических веществ, употребляемых подростками, воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали клей «Момент» и производные конопли - анашу и гашиш.

Не менее остро проблема распространенности вредных привычек стоит и среди воспитанников СШ и СПУ Пребывание до поступления в учреждение закрытого типа в асоциальной среде существенно отразилось на образе жизни подростков: среди них нет тех, кто не пробовал курить. Курят ежедневно 60,0% воспитанников СШ и 87,8% воспитанников СПУ, причем «заядлыми курильщиками» являются 40,0% подростков в СШ и 57,5% в СПУ.

Можно отметить, что имеются достоверные негативные различия в распространенности курения среди воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитанников учреждений закрытого типа и особенно это касается группы «заядлых курильщиков», которая в учреждениях закрытого типа больше в 2 раза.

Негативные различия между данными группами подростков наблюдаются и в отношении употребления алкогольных напитков: в учреждениях закрытого типа группа подростков ежедневно пьющих составляет 6,0%, что в два раза больше и еще 4,0% воспитанников употребляю алкогольные напитки каждую неделю.

Но наиболее негативные различия между подростками, воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитанниками учреждений закрытого типа заметны в отношении употребления наркотических и токсических веществ: достоверно больше подростков (50,0%) лично знаю людей, употребляющих наркотики и практически половина из них сами пробовали наркотические и токсические вещества. Среди воспитанников учреждений закрытого типа 6,0—10,0% употребляют наркотические и токсические вещества несколько раз в год. В СПУ 3,0% подростков являются наркоманами.

Среди наркотических и токсических веществ, употребляемых подростками, воспитанники учреждений закрытого типа указали клей «Момент», бензин, лаки, растворители, коноплю, героин.

Таким образом, подростки - социальные сироты, воспитывающиеся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются «группой риска», среди которой распространение курения и употребления алкогольных напитков является угрожающей. Данная группа подростков нуждается в особом внимании при организации работы по формированию здорового образа жизни, учитывая, что часть подростков имеет наследственную предрасположенность к алкоголизму.

Если в случае подростков - социальных сироты, воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит говорить о профилактической работе по формированию здорового образа жизни и лечении около 3,0% подростков от алкоголизма, то в учреждениях закрытого типа для подростков с девиантным поведением подростки нуждаются в лечении от алкоголизма и наркомании. Пребывание в учреждении закрытого типа и таким образом в закрытом коллективе способствует укоренению во вредных привычках и вовлечение новых подростков.

На этом фоне закономерно выглядит чрезвычайно высокий процент подростков в учреждениях закрытого типа для подростков с девиантным поведением с напряжением деинтоксикационной функцией печени по данным черезкожной билирубинометрии: 29,0% в СШ и 44,0% в СПУ. Количество подростков, у которых выявлена повышенная концентрация билирубина заметно превосходит популяционные показатели (Комаров Г. Д., Носкин Л. А., Кучма В. Р., 2001). Количество подростков с напряжением деинтоксикационной функцией печени при увеличении срока пребывания в учреждениях закрытого не только не снижается, но даже возрастает, что связано с доступностью алкоголя и наркотических и токсических веществ (Дашкина И. В., 2005).

В исследовании было проведено санитарно-гигиеническое обследование объектов и дана гигиеническая оценка условий содержания, воспитания и обучения. При проведении гигиенической оценки использовались СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений показало, что все они относятся ко II группе СЭБ.

Таким образом, крайне социально неблагополучной популяции детей и подростков - социальных сирот присущи следующие особенности:

- отягощенный наследственный анамнез

- опыт пребывания в асоциальной среде

- низкий уровень нервно-психического здоровья

- широкая распространенность вредных привычек

- длительное нахождение в закрытом коллективе в условиях государственных учреждений.

2. Второй «социально различающейся популяцией» стала популяция детей и подростков, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях.

В отечественной науке немало исследований посвящено вопросам изучения физического развития, состояния здоровья, условий и образа жизни коренного и «мигрантного» населения северных регионов России.

Экстремальные климато-географические условия Сервера не являются безразличными для детского организма. Жизнь ребенка в суровых климатических условиях должна рассматриваться как жизнь при дополнительных функциональных нагрузках, которые могут создавать ситуацию повышенного риска для здоровья (Тендитная Л. В., 1989).

Рубежной можно считать широту 60о выше которой особенно заметно влияние климато-географических факторов: низкой среднегодовой температуры, низкой и высокой влажности, суточных колебаний атмосферного давления, сильного ветра, отсутствия достаточной солнечной радиации. В высоких широтах оказывает действие значительная активность гелиокосмических факторов (напряженность и изменчивость магнитного поля земли, длительная полярная ночь, северные сияния, частые и большие возмущения в ионосфере), а так же вечная мерзлота и длительное наличие снежного покрова (Рапопорт Ж. Ж., 1979, Агаджанян Н. А. с соавт., 1995, Банникова Р. В., Дегтева Г. Н., Санников А. Л., 1998, Токарев С. А., 2006, Егорова Г. А., 2007).

Физиологами описан «северный адаптивный тип» - сочетание специфических морфофункциональных черт, характерных для коренного населения Севера, которое носит наиболее оптимальный для проживания в конкретных климато-географических условиях среды обитания характер (Алексеева Т. И., 1986, Козлов А. И., Вершубская Г. Г., 1999).

Данное исследование проводилось в поселке городского типа Тарко-Сале, расположенном в Пуровском районе Тюменской области.

Регион богат природными ресурсами и является экономически значимыми, но экстремальным для проживания. Климат характеризуется резкой континентальностью, суровой зимой с метелями. Средняя температура января колеблется от - 22,9 до - 25,6° С. В течении 30—40 дней в году (декабрь — январь) стоят морозы ниже — 25° С, часты снегопады, сильные ветры, снежные бураны, число дней с метелями до 57. Снежный покров лежит с половины октября до середины мая (229—233 дня), высота его достигает 60—80 см. Устойчивый переход к положительным температурам начинается в первой половине мая. Лето довольно теплое и влажное, в июле температура в среднем 13,8— 15,9° С. Всего в году выпадает 400—500 мм осадков, причем около 30% в виде снега. Продолжительность безморозного периода 94—100 дней.

Интенсивное освоение региона началось в 60-70-х годах, когда на севере Тюменской области были открыты основные месторождения газа: «Заполярное» (1965 год), «Уренгойское» (1966 год), «Медвежье» (1967 год). Это вызвало приток молодежи, занимающейся добычей полезных ископаемых, и увеличение численности детского населения, постоянно проживающего в регионе. Исследование совпало с наиболее неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России: тяжелый экономический кризис и дефицит бюджета, неплатежи тепло - и электроэнергии, отключения электро-, тепло - и водоснабжения, особенно в учреждениях федеральной подчиненности. Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений показало, что все они относятся к III группе СЭБ. Условия обучения и воспитания детей и подростков характеризовались: низкой материально-технической базой образовательных учреждений, необходимостью проведения их капитального ремонта, превышением проектной наполняемости, занятия в школах осуществлялись в 2 смены, низким охватом горячим питанием, нерациональной организацией физического воспитания.

Таким образом, детское славянское население, проживающее в поселке Тарко-Сале по существу являясь «мигрантным» оказалось под влиянием не только экстремальных климато-географических, но и в сложных социально-экономических условиях.

Данное исследование проводилось так же в городе Сыктывкар Республики Коми.

На фоне схожих экстремальных климатических условий в Республике Коми осуществлялся эксперимент по предметной разработке и гигиенической оценке новых педагогических технологий, позволяющих повысить здоровьесберегающие возможности процесса обучения в условиях Крайнего Севера. На Севере в силу особенностей сурового климата дети мало двигаются, мало бывают на свежем воздухе и значительную часть дня проводят в закрытых помещениях в условиях сенсорно обедненной среды образовательных учреждений.

Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений, где проводился эксперимент, показало, что все они относятся ко II группе СЭБ. Планировка и благоустройство образовательных учреждений, обеспеченность мебелью и оборудованием, микроклиматические условия, освещенность позволили создать для детей условия проведения учебно-воспитательного процесса, соответствующие гигиеническим требованиям.

В рамках эксперимента в образовательных учреждениях была внедрена педагогическая технология обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды. Особенностью технологии является: увеличение объема двигательной активности детей в процессе занятий, включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления, близорукости, профилактики отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, создание дополнительных условий для игры, предметного моделирования и повышения познавательной активности в ходе учебного занятия, снижение уровня тревожности детей. Технология предполагает комплексное взаимодействие элементов средового пространства и адекватных возрасту и индивидуальным особенностям учеников деятельностных режимов обучения. Полноценная реализация технологии направлена на снижение последствий дидактогенных факторов (переутомление, физическое закрепощение, гиподинамия и т. д.), оптимизацию процесса общения в уроке между всеми участниками образовательного процесса, повышение физиологической комфортности в уроке, снижение физиологической стоимости обучения, на сохранение психофизического и эмоционального здоровья ребенка (Уланова С. А., 2006).

Таким образом, детское славянское население, постоянно проживающее в городе Сыктывкар испытывая влияние экстремальных климато-географических условий в тоже время находится в благоприятных условиях реализации в образовательных учреждений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды.

Данное исследование так же проводилось в сельской местности Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия): село Балагачча, село Бетюнг, село Тасагар, село Тылгыны, село Усун, село Халбацы, село Хампа. Были обследованы дети коренной национальности — якуты, родившиеся и постоянно проживающие в сельской местности.

По всей территории Республики Саха (Якутия) распространена вечная мерзлота. Климат резко континентальный. Это единственный район в мире, где амплитуда колебаний температуры воздуха превышает 100° С (от + 40° С летом до - 60° С зимой). Период с температурами ниже 0 длится 6-7,5 месяцев. Основными неблагоприятными факторами являются: специфическая фотопериодичность, нестабильность барометрического давления, в атмосферном воздухе наблюдаются глубокие и частые амплитуды колебаний парциальной плотности кислорода за короткие промежутки времени через 6-8 часов, достигающие 35-40 мг/м3.

Природно-климатические особенности Республики Саха (Якутия) способствуют возникновению у жителей макро - и микроэлементных дисбалансов, что обусловлено химическим составом почв, питьевой воды, донными отложениями, рационом питания (Егорова Г. А., 2007).

В 1988 году сотрудниками Якутского госуниверситета были подготовлены Методические рекомендации «Оценка физического развития сельских школьников Якутской АССР». В основе рекомендаций лежат результаты обследования 5000 детей и подростков 8-15 лет за период с 1980 по 1985 годы, в которых авторский коллектив подчеркивает, что Якутия отличается своеобразными климато-географическими, социально-экономическими и этническими чертами.

Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений показало, что все они относятся к III группе СЭБ. Условия воспитания детей характеризовались: низкой материально-технической базой образовательных учреждений, необходимостью проведения их капитального ремонта, превышением проектной наполняемости, неудовлетворительным медицинским обеспечением.

Таким образом, на момент проведения исследования было очевидно, что социально-экономические преобразования последних десятилетий, вызвавшие снижение жизненного уровня населения северных регионов России коснулись, прежде всего, коренного населения, проживающего в сельской местности Республики Саха (Якутия).

Для выявления факторов, оказывающих влияние на показатели физического развития детей, проживающих в экстремальных климато-геогра - фических условиях, были проанализированы медико-биологические факторы риска периода беременности матери и родов, факторы раннего детства, условия и факторы образа жизни детей.

Похожее исследование было проведено в 90-х годах Юрьевым В. К. с соавт. на дошкольниках г. Якутска. В данной работе с помощью математико-статистической обработки были выявлены основные медико-социальные и социально-биологические факторы, достоверно оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье детей региона. Для детей до 7 лет такими факторами явились (в порядке уменьшения достоверности влияния): наличие перинатальной патологии, осложненного течения родов, наличие хронических заболеваний у матери, осложненное течение беременности, материальная необеспеченность семьи, злоупотребление алкоголем родителей (или одного из них), несоблюдение ребенком режима дня (сна, прогулок, питания), употребление матерью алкоголя до или во время беременности, курение отца при беременной жене, наличие хронических заболеваний у отца.

Анализ факторов риска периода беременности матери и родов показывает, что наиболее благоприятная ситуация наблюдается в городе Сыктывкар: большинство детей родились от молодых родителей, от 1-2 беременности, здесь выявлено наименьшее количество гестозов второй половины беременности, и как следствие наименьшее количество приема лекарств в течение беременности и наименьшее количество осложнений в родах. Хотя для условий крупного города характерно воздействие вредных производственных факторов на организм матери и стрессовые ситуации во время беременности.

Сложная социально-экономическая ситуация определила факторы, наблюдаемые в поселке Тарко-Сале: широкое распространение употребления алкоголя родителями, практически 40,0% матерей испытывали стрессовые ситуации во время беременности, у половины женщин беременность протекала с гестозом первой и второй половины беременности.

В условиях Республики Саха (Якутия) действуют несколько иные факторы: наличие хронических заболеваний у матери, гестозы первой и второй половины беременности, осложнения в родах, а также прием лекарств матерью во время беременности. Характер факторов риска, действующих в условиях сельской местности Республики Саха (Якутия) имеет достоверные различия по сравнению с другими регионами. Ведущими факторами являются возраст родителей в период рождения данного ребенка старше 30 лет (47,1% матерей и 62,2% отцов), порядковый номер беременности 4 и более (34,5%), роды 3, 4 и более (52,9%). Среди родителей, проживающих в селах Вилюйского улуса, так же широко распространены вредные привычки, особенно высок процент курящих матерей (33,6%) и отцов часто употребляющих алкоголь (8,4%).

Ранее проведенными исследованиями было показано, что на рост, развитие и состояние здоровье детей, проживающих в экстремальных климато-географических условиях оказывают такие медико-биологические и социально-экономические факторы, как возраст родителей в момент рождения ребенка, характер вскармливания на первом году жизни, закаливающие процедуры на первом году жизни, жилищнобытовые условия (Скоблина Н. А., 1998).

Анализ факторов риска раннего детства показывает, что наиболее благоприятная ситуация наблюдается в городе Сыктывкар: большинство детей на первом году жизни находились на естественном вскармливании до 6 месяцев и более, 34,6% детей на первом году жизни не болели и только 17,3% детей на первом году жизни болели 4 и более раз.

Схожая картина наблюдалась в поселке Тарко-Сале, за исключением того, что 38,0% детей не получали закаливающих процедур на первом году жизни.

В условиях Республики Саха (Якутия) факторы раннего детства имели достоверные различия сравнению с другими регионами: большинство детей находились на искусственном вскармливании, 39,5% детей, проживающих в сельской местности, болели 4 и более раз на первом году жизни и только 26,1% не болели ни разу.

Анализ условий и факторов образа жизни детей показал, что схожая ситуация наблюдается в городе Сыктывкар и поселке Тарко-Сале: высокий образовательный уровень родителей, небольшое число семей с доходом ниже прожиточного минимума (несмотря на то, что в поселке Тарко-Сале социально-экономическая ситуация сложная, связано это с тем, что наиболее нуждающиеся семьи поспешили перебраться в другие регионы), небольшое число семей проживает в неудовлетворительных условиях, многодетных семей практически нет.

В поселке Тарко-Сале на момент обследования все спортивнооздоровительные комплексы были переведены на коммерческую основу, в результате чего 50,0% детей не занимались физкультурой и спортом.

В Республике Саха (Якутия) условия и образа жизни детей имели достоверные различия сравнению с другими регионами: низкий образовательный уровень родителей, 74,8% семей в сельской местности имели доход ниже прожиточного минимума, большинство семей являлись многодетными.

Таким образом, популяции детей и подростков, проживающие в экстремальных климато-географических условиях объединяет их проживание в северных регионах России, однако факторы, влияющие на детскую популяцию различаются:

- население поселка Тарко-Сале является по существу «мигрант - ным», исследования в регионе были проведены в период наиболее неблагоприятной социально-экономической ситуации, когда добычу полезных ископаемых в регионе рекомендовано было осуществлять вахтовым методом без вывоза членов семьи в поселок. Однако, необходимо учитывать, что данная популяция родилась в период перестройки и реформ в стране, которые оказали положительное влияние на медико-демографическую ситуацию (Величковский Б. Т., 2005)

- наиболее благоприятная ситуация была выявлена в городе Сыктывкар: высокий образовательный уровень родителей, небольшое число семей с доходом ниже прожиточного минимума, большинство детей родились от молодых родителей, от 1-2 беременности, было выявлено наименьшее количество гестозов второй половины беременности, и как следствие наименьшее количество приема лекарств в течении беременности и наименьшее количество осложнений в родах, большинство детей на первом году жизни находились на естественном вскармливании до 6 месяцев и более, 34,6% детей на первом году жизни не болели, в рамках эксперимента в образовательных учреждениях города была внедрена педагогическая технология обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды

— социально-экономические преобразования последних десятилетий, вызвавшие снижение жизненного уровня населения северных регионов России коснулись, прежде всего, коренного населения, проживающего в сельской местности Республики Саха (Якутия). Факторы риска, действующих в условиях сельской местности Республики Саха (Якутия) имеют достоверные различия по сравнению с другими регионами: возраст родителей в период рождения данного ребенка старше 30 лет, порядковый номер беременности 4 и более, среди родителей широко распространены вредные привычки, отмечен низкий образовательный уровень родителей, большинство семей в сельской местности имели доход ниже прожиточного минимума.

3.Третьей «социально различающейся популяцией» стала популяция детей и подростков, обучающихся в учреждениях нового вида и проживающих в Москве и Московской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса (Куинджи Н. Н., 2005).

Данное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении Гимназии № 12 города Долгопрудный Московской области.

В 1997 году Администрацией города Долгопрудного было подписано Постановление Главы города от 22.01.1997 г. № 55 «Об участии города Долгопрудного в реализации проекта «Здоровые города» Европейского Регионального Бюро ВОЗ». В городе реализуется детский компонент проекта, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, оздоровления их среды жизнедеятельности и формирования у них навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью. С 2000 года в школах нового вида города была внедрена программа профилактики и охраны здоровья школьников. Реализация программы профилактики и охраны здоровья школьников предполагает комплексный подход, совместную деятельность администрации учебных заведений, медицинского персонала, педагогов, родителей и самих учащихся. Непосредственное участие в реализации программы принимают Администрация города, Муниципальное Учреждение Здравоохранения, Управление Образования и общественные организации города (Сапунова Н. О., 2005).

МОУ Гимназия № 12 города Долгопрудного - учреждение нового вида с углубленным изучением гуманитарных дисциплин (иностранные языки, история, литература, изобразительное искусство). В учреждении осуществляется программа профилактики и охраны здоровья школьников, основными компонентами которой являются: обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия учреждения, организация рационального питания, профилактика психоэмоционального напряжения и утомления, оптимизация двигательного режима, оптимизация медицинского обслуживания, работа с учащимися по формированию здорового образа жизни, образовательная работа с педагогами и родителями. Проведенная гигиеническая оценка внедрения программы профилактики и охраны здоровья школьников в течение 5 лет показала ее эффективность: улучшилось состояние здоровья детей и подростков - во всех возрастных группах уменьшилась распространенность хронических заболеваний (у девочек с 901,6%о до 502,2%о, у мальчиков - с 756,1%о до 660,5%о), снизился уровень «нагруженности диагнозами»; снизилось количество курящих мальчиков в 1,8 раз и достоверно снизилось количество эпизодически курящих девушек с 40,4% до 20,5%, снизилось количество подростков, часто употребляющих алкоголь, и лично общающихся с потребителями наркотиков у мальчиков в 2,7 раза, у девушек - в 7,3 раза.

Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений показало, что учреждение относится ко II группе СЭБ.

Данное исследование проводилось также в Некоммерческом образовательном учреждении «Частной гуманитарно-экономической школе «Самсон» города Москвы.

Департаментом образования города Москвы учреждению выдано Свидетельство о государственной аккредитации НОУ ЧГЭШ «Самсон» в статусе общеобразовательного учреждения «Школа здоровья» от 17.03.2006 г., № АА 151455.

В деятельности учреждения на протяжении 12 лет реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, которые включают: формирование общей культуры личности обучающихся; обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности; мониторинг и корректировка психического развития учащихся; разработка и реализация индивидуальных учебных программ по предметам; мониторинг и корректировка эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников; профилизация обучения в старшей школе; использование дополнительного образования; привитие ценностей здорового образа жизни, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; ежедневный контроль за выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитанию самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации (Вирабова А. Р., 2006).

Школа работает в условиях полного дня и располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы со всеми детьми (3 современно оборудованных зала, бассейн, тир, зимний сад), обеспечена возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организовано четырехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся. Медицинское обеспечение учащихся включает: фитопрофилактику и фитотерапию (использование поливитаминной основы «Энерготон» и фиточай); профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний с использованием гомеопатических препаратов; витаминопрофилактику (курсами 2 раза в год); лечебный массаж (курсами 2 раза в год); санацию полости рта; организацию физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодную противогриппозную вакцинацию; формирование мотивации к здоровому образу жизни; в штате учреждения врач-педиатр и медицинская сестра (Вирабова А. Р., 2006).

Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений показало, что учреждение относится к I группе СЭБ.

Таким образом, популяции детей и подростков, обучающихся в учреждениях нового вида и проживающих в Москве и Московской области присущи следующие особенности:

— популяция является социально благополучной

— испытывая влияние высоких учебных нагрузок, в то же время учащиеся находятся в условиях реализации профилактических и оздоровительных технологий.

К достаточно социально благополучной относится и популяция

московских школьников, осмотренная в ходе лонгитудинальных наблюдений: 80,4% детей из полных, благополучных семей (93,7%) семей с высоким уровнем образования родителей и доходом выше прожиточного минимума (85,0%), большинство детей родились от молодых родителей, от 1-2 беременности (80,0%), доношенными (86,3%), было выявлено небольшое количество гестозов первой и второй половины беременности (48,2% и 30,7%), и как следствие небольшие количество осложнений в родах (27,8%), большинство детей на первом году жизни находились на естественном вскармливании.

Данное исследование проводилось также в Центре образования № 1998 «Лукоморье» города Москвы.

Школа-лаборатория «Лукоморье» была открыта в Южном административном округе Москвы в 1998 году. В школе обучаются дети, специально отобранные педиатрами, с хронической патологией, длительно и часто болеющие дети, дети-инвалиды с сохранными интеллектом и психикой. В школе апробируется модель интеграции образовательного и оздоровительного процесса (Храмцов П. И., Сотникова Е. Н., 2006). Основной особенностью школы является наличие в ее структуре оздоровительного реабилитационного медицинского центра. Новая модель образовательного учреждения предусматривает:

- комплекс воспитательных, образовательных и оздоровительных мероприятий, способствующих совершенствованию духовного развития детей, их родителей, повышение экологической культуры, разумное взаимодействие природы и человека

- комплекс мер по укреплению здоровья детей и подростков, персонала школы непосредственно в условиях образовательного учреждения, основой которого является оздоровительная система А. М. Савелова-Дерябина

- гармоничная связь между обучением и оздоровлением, результатом которой является высокое качество обучения без ущерба здоровью.

Проведенное исследование санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений показало, что учреждение относится ко II группе СЭБ.


Пред. статья След. статья