Гигиенические основы режима дня


Под рациональным режимом дня детей понимают такой распорядок различных. видов деятельности, при котором на фоне удовлетворения возрастных вегетативных и психических потребностей обеспечивается оптимальная возбудимость коры большого мозга, подкорковых и нижележащих отделов центральной нервной системы.

В основе режима дня лежит физиологическое представление о ритме — когда различные виды деятельности чередуются в течение суток всегда в одно и то же время и в одинаковой последовательности, то в полушариях головного мозга вырабатывается динамический стереотип. При этом каждое предшествующее звено деятельности является сигнальным раздражителем для наступления следующей, и организм к ней подготавливается — деятельность организма как бы автоматизируется, работа большого мозга облегчается.

Построение режима дня должно основываться на следующих принципах: 1) в первую очередь должна быть удовлетворена потребность ребенка в деятельности, направленная на удовлетворение вегетативной потребности (сон, питание, пребывание на 'открытом воздухе, поддержание тела в чистоте, мышечная деятельность), и только после этого выделяется время для обучения; 2) продолжительность отдельных режимных моментов должна зависеть от возраста: чем моложе ребенок, тем больше у него потребность в сне, он чаще должен получать питание и т. д., по мере развития и совершенствования центральной нервной системы потребность в этой деятельности уменьшается и больше выделяется времени на обучение; 3) отдельные виды деятельности, составляющие режим дня, должны вызывать некоторое напряжение соответствующих органов и систем, что будет способствовать их тренировке и подготовке организма к переходу на следующий динамический стереотип.

Рациональный режим дня является одним из важнейших средств психогигиены воспитания детей. Можно различать три типа режима дня детей и подростков: изнеживающий, истощающий, стимулирующий, или тренирующе-закаливающий.

При щадящем режиме на организм ребенка падает мало раздражителей, они однообразны и незначительной интенсивности. Деятельность ребенка не отвечает адаптационным возможностям его организма, он оберегается от напряжений и усилий, т. е. от абсолютно необходимого фактора развития. Одним из последствий изнеживающего режима дня является так называемый «госпитализм»: дети отстают в физическом и нервно-психическом развитии, подвержены большей заболеваемости и смертности.

При истощающем режиме ребенок находится под воздействием слишком большого количества разнообразных раздражителей, чрезмерной интенсивности, что может привести к перенапряжению адаптации различных органов и систем, обусловить их постепенное истощение и связанную с ним задержку в развитии, а также патологию, в частности, неврозы, повышение артериального давления и пр.

При стимулирующем, тренирующе-закаливающем типе режима дня на организм ребенка влияют разносторонние воздействия постепенно и последовательно увеличивающейся интенсивности, что обусловливает непрерывную и постепенную функциональную перестройку организма, в результате которой развиваются его приспособительные механизмы, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Основными элементами режима дня в детском и подростковом возрасте являются: 1) сон (ночной, дневной); 2) прием пищи и приготовление к нему; 3) пребывание на открытом воздухе; 4) мероприятия по содержанию тела в чистоте; 5) игры; 6) разнообразная мышечная деятельность и осуществление специальных закаливающих процедур; 7) обучение в школе (детском саду); 8) выполнение домашних заданий (самоподготовка); 9) занятие в различных кружках; 10) участие в общественно полезном труде (помощь семье, самообслуживание, работа на пришкольном участке); 11) деятельность, связанная с удовлетворением индивидуальных наклонностей и интересов.

Продолжительность и удельный вес каждого из основных элементов режима дня, их смены и гигиенические требования к ним дифференцируются соответственно возрастными особенностями физического и нейропсихологического развития детей и подростков.

Преддошкольный возраст. Особенностью режима дня является фазность дневного сна и бодрствования, причем чем моложе ребенок, тем количество фаз сна и бодрствования больше, а продолжительность их меньше. С возрастом, по мере совершенствования функционального состояния коры большого мозга, количество фаз сна и бодрствования уменьшается, удлиняется продолжительность каждой фазы. Пребывание на открытом воздухе необходимо обеспечивать путем организации всех фаз дневного сна на верандах. Начиная с второго года жизни ребенка в режим дня вводят систематические занятия, подвижные игры. Одной из задач врача детского учреждения для детей раннего возраста является своевременный перевод детей одного режима на другой с учетом биологического возраста и индивидуальных особенностей физического и нервно-психического развития ребенка.

Дошкольный возраст. В этом возрасте длительность ночного сна едина для всех подгрупп — 10 ч. Дневной сон однофазный, его продолжительность от 2 ч во второй младшей группе, до 1,5 ч — в старшей и подготовительной. Продолжительность пребывания на открытом воздухе предусматривается в пределах 5—5,5 ч, включает утренний прием детей на территории детского учреждения и две прогулки. Некоторые массовые наблюдения в детских дошкольных учреждениях показывают обратную корреляционную связь между продолжительностью ежедневных прогулок детей на открытом воздухе и кратностью их заболеваний в течение года.

В режиме дня необходимо предусматривать занятия, в том. числе по физическому воспитанию, зарядку и самообслуживание. Большой удельный вес должны составлять игры.

Школьный возраст. Рекомендуемая примерная схема построения суточного режима дня учащихся 7—18 лет основана на данных изучения динамики кривой работоспособности школьников в течение суток, которая характеризуется двумя подъемами, от 8 до 11 ч и от 16 до 18, и двумя минимальными уровнями — между 14— 15 ч и после 18 ч. В соответствии с этим распределяется время для активной и пассивной деятельности. Основным компонентом режима дня является умственная и физическая работа (обучение), продолжительность которой с возрастом увеличивается. При построении режима дня следует чередовать различные виды деятельности и включать в течение дня активный отдых, который наряду с обеспечением полноценного, достаточной продолжительности сна, будет способствовать восстановлению снижающейся после обучения работоспособности.

Суточная продолжительность сна у школьников с возрастом постепенно сокращается. Дневной сон рекомендуется только для детей 7—8 лет и ослабленных. Постепенно уменьшается и длительность пребывания на открытом воздухе, однако и в старшем школьном возрасте она должна быть не менее 2—2,5 ч ежедневно, а в дни отдыха не менее половины дня. Рекомендуются прогулки не менее 3—4 раз в день: утром до начала занятий (30 мин), на большой перемене в школе (20 мин), 1,5 ч после обеда до приготовления уроков, 30 мин перед сном. Такой режим прогулок способствует сохранению высокого уровня работоспособности школьников. Время, остающееся после удовлетворения вегетативных потребностей учащихся, отводится на различные виды обучения, участие в общественно полезном труде, самообслуживание, удовлетворение индивидуальных интересов учащихся и т. п. Соблюдение рационального режима дня — одно из весьма эффективных психогигиенических средств, способствующих повышению работоспособности и успеваемости учащихся.



Пред. статья След. статья
<