ГлавнаяЛитератураГигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. ШахбазянУрбанизация в условиях капиталистического строя и ее влияние на здоровье населения

Урбанизация в условиях капиталистического строя и ее влияние на здоровье населения

Термин «урбанизация» происходит от латинского слова «urbs» — город. Под урбанизацией понимают процесс концентрации в городах промышленности, науки, культуры, миграцию населения из сел в города, рост городского населения за счет увеличения количества городов и жителей в них. Урбанизацию хорошо характеризуют следующие данные. С 1800 по 1950 г. общая численность населения земного шара увеличилась в 2,6 раза, а городского — в 25 раз. Если в начале XIX в. лишь несколько процентов населения жило в городах, то в 1950 г.— 30%, в 1970 г.— около 50, а в отдельных экономически развитых странах более 75—85%.

Индустриализации и научно-технический прогресс способствуют интенсивному процессу урбанизации и в нашей стране. Если в 1926 г. в Советском Союзе в городах жило 26,3 млн. человек (18% населения), то в 1978 г.— 162,5 млн. человек (62%).

Урбанизация связана с тем, что в крупных городах легче развивать промышленность, науку, технику. Крупные города привлекают людей. В них больше возможности найти работу, которая бы отвечала образованию, квалификации и интересам человека. В них лучше условия для образования, повышения квалификации, богаче культурная жизнь, выше уровень коммунального комфорта (водопровод, канализация, центральное отопление, тепло-, газо - и электроснабжение, коммунальные прачечные и др.), лучше медицинское обслуживание. Но, как и всякий процесс, урбанизация может иметь и отрицательные стороны, которые полностью проявились в условиях капитализма в связи с присущей ему бесплановой, скученной застройкой городов и неудовлетворительным решением вопросов санитарного благоустройства, в особенности районов, заселенных трудящимся населением.

Урбанизация в капиталистическом мире характеризуется прежде всего стихийностью роста городов, население которых нередко превышает 5—10 млн. человек (Нью-Йорк, Лондон, Мехико, Токио и др.). Мало того, соседние города сливаются, образуя городские агломерации, насчитывающие до 20 млн. жителей и более. Безудержный рост городов в условиях хаотичной застройки усугубляет отрицательные стороны городской жизни.

Так, много гигиенических проблем связано с внутригородским транспортом, потребность в котором опережает рост количества населения. Удаленность от места работы и ежедневные двух, трехчасовые переезды в перегруженном городском транспорте дополнительно утомляют людей, забирая у них время отдыха. Специальные исследования показали, что при увеличении длительности переезда на работу сверх 30—35 мин в один конец среди работающих увеличивается заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Насыщение городов индивидуальным транспортом при градостроительных недостатках (недостаточная ширина улиц, отсутствие подземных переходов и т. д.) привело к трем негативным последствиям: уличному травматизму, шуму, загрязнению воздуха. Смертность всего населения от травматизма среди других причин вышла на третье место, а у людей в возрасте от 17 до 30 лет — на первое. В США, Англии, Японии от транспортного травматизма погибает в 4—6 раз больше людей, чем от всех инфекционных болезней вместе взятых.

В конце прошлого столетия известный немецкий гигиенист Р. Кох писал, что придет время, когда городской шум станет опаснее чумы. Это время пришло. Если на тихой улице уровень шума составляет 35— 40 дБ, то на улицах с интенсивным движением он достигает 90—100 дБ и более. Городской шум истощает нервную систему жителей, снижает трудоспособность, мешает отдыху и сну. По данным ВОЗ, от 25 до 40% жителей крупных городов Запада вынуждены из-за шума систематически принимать снотворное. Исследования свидетельствуют о том, что городской шум является одним из факторов риска в возникновении нервно-психических заболеваний, гипертонической и других болезней, в развитии которых ведущую роль играет функциональное состояние нервной системы. По данным французских ученых, в шумных городах меньше средняя продолжительность жизни.

Если промышленные источники загрязняют атмосферу локально, то автотранспорт диффузно загрязняет весь воздушный бассейн города. В ряде городов концентрация СО в уличном воздухе в десятки раз превышает ПДК; у регулировщиков движения и водителей транспорта в крови находили до 20—30% карбоксигемоглобина и ряд симптомов, свидетельствующих об угрозе острого отравления. Напомним, что выхлопные газы автотранспорта являются причиной фотохимического смога.

Кроме того, воздушный бассейн крупных городов загрязняется выбросами промышленных предприятий из-за их нерационального размещения и неэффективной очистки выбросов, а также многочисленными небольшими бытовыми котельными, вовсе не имеющими сооружений для очистки. В результате над крупными городами и индустриальными центрами почти всегда висят «шапки» загрязненного воздуха, поглощающие значительное количество солнечной радиации. С начала этого столетия в Париже количество пасмурных дней увеличилось с 90 до 150, то же имеет место в Лондоне и других городах.

Последствиями загрязнения атмосферы городов является повышенная заболеваемость рахитом, болезнями органов дыхания, аллергическими заболеваниями и раком легких. Чем крупнее город, тем выше смертность от этих болезней.

3— Среди условий, необходимых для поддержания здоровья человека, большое значение принадлежит зеленым насаждениям. Но в связи с высокой стоимостью земли большинство капиталистических городов постепенно лишилось их, территории, занятые ранее зелеными насаждениями, теперь застроены. Расчеты гигиенистов показывают, что площадь внутригородских зеленых насаждений должна быть не менее 30—40 м2 на 1 жителя, а в большинстве западных городов она равна 3—8 м2 (в Риме—6,4 м2, в Лондоне — 8 м2). Не лучше обстоит дело с зелеными пригородными зонами. Развитие городского транспорта, увеличение количества личных автомобилей, «комнатная жизнь», 3-5-часовые ежедневные просмотры телевизионных передач, коммунальный комфорт способствуют гиподинамии, которой придают немалое значение в росте количества заболеваний сердца и сосудов. Недостаток зеленых насаждений, помимо прочего, сокращает время пребывания человека вне закрытых помещений и способствует гиподинамии.

Чем крупнее город, тем больше в нем факторов, приводящих к нервно-психическому напряжению. Шум, высокий темп жизни, быстрая смена ситуаций, необходимость соблюдать осторожность — эти раздражители заставляют городского жителя постоянно пребывать в состоянии стресса, нервно-психического напряжения. В США за 50 лет количество госпитализируемых психически больных на 1000 горожан выросло в 2 раза. В росте количества нервно - психических заболеваний играют роль и социальные условия (неуверенность в завтрашнем дне, безработица, алкоголизм, наркомания и т. п.). Нервно-психическое напряжение и стрессовое состояние могут иметь значение в учащении и других заболевании. Так, показатель смертности от инфаркта миокарда в Нью-Йорке и Филадельфии в 2 раза выше, чем в соседних небольших городах.

К числу сложнейших санитарных проблем крупных городов принадлежит водоснабжение. Огромные потребности в воде могут быть удовлетворены лишь за счет крупных поверхностных водоемов (рек, озер), а они имеются не везде и, как правило, загрязняются сточными водами вышерасположенных городов и промышленных предприятий. В крупных городах усложняется снабжение жителей натуральными пищевыми продуктами, в особенности свежими овощами, зеленью, молоком и молочными продуктами. В них образуется огромное количество жидких и твердых отходов, нуждающихся в систематическом удалении и обезвреживании.

Таким образом, человек создал город и жилище для удовлетворения своих материальных, культурных, бытовых и гигиенических потребностей, однако в условиях капитализма отрицательные стороны городской жизни во многом стали превалировать над положительными и настолько угрожать здоровью населения, что привели даже к мыслям о кризисе города. Многочисленные проекты зарубежных архитекторов и гигиенистов по преодолению этого кризиса и оздоровлению городов не смогли быть реализованы в условиях капиталистического строя.


Пред. статья След. статья