Значение гигиены больницы

Больница — это главное лечебно-профилактическое учреждение службы здравоохранения. Она выполняет следующие функции: диагностику, лечение, реабилитацию, профилактику, санитарное просвещение, подготовку врачей и среднего медицинского персонала. Для больных — это временное жилье со столовой, баней и прачечной.

Образно говоря, это жилой дом, в котором определенный контингент населения, в первую очередь больные, т. е. люди с ограниченными функциями систем и органов, добровольно или вынужденно находятся тот или иной период (преимущественно в течение 2—4 нед, а иногда до 6 мес и более, как, например, в туберкулезном диспансере), т. е. лечатся. Больной заметно отличается от здорового человека. Это обычно иммобильный человек, который требует постоянного наблюдения, у которого заторможены функции, нарушены окислительно-восстановительные процессы, выражены явления гипоксии. Наконец, больной — это человек, которому иногда требуется изоляция в целях предотвращения влияния на него факторов внешней среды и, наоборот, — для охраны окружающей среды и здоровых людей от инфицирования.

Кроме медицинской помощи, больному необходимы: заботливый уход, светлая, просторная, хорошо инсолированная и вентилированная палата, удобная постель, тихая и спокойная обстановка, полноценное диетическое питание, регулярное мытье тела, рациональный режим дня, прогулки на свежем воздухе среди зеленых насаждений, условия, обеспечивающие здоровый сон.

Недаром известный русский терапевт В. А. Манассеин считал, что терапия — это прежде всего гигиена больного человека, что терапия бессильна, если для больного не созданы надлежащие гигиенические условия.

Допустим, госпитализировали в палату кардиологического отделения больного с диагнозом "инфаркт миокарда". Койка больного стоит возле батареи отопления, чем нарушены санитарно-гигиенические требования, и человек умирает от перегревания. Или другой пример. Госпитализировали больного в травматологическое отделение. В палате, где лежит пациент, открыто окно или форточка (с несоблюдением регламента проветривания) и у него развивается пневмония. Или с пылью через окно в палату попадает CI. tetanus и у больного возникает столбняк. Поэтому к больнице предъявляют более жесткие требования по содержанию и эксплуатации, чем к жилым помещениям.

Больница одновременно является и общественным зданием. Тут происходит профессиональная деятельность врачей, среднего и младшего медицинского персонала; ведется большая санитарно-просветительная работа; обучаются студенты медицинских учебных заведений; выполняются научные исследования по оценке и внедрению новейших методов лечения больных.

Больница в большей мере, чем другие коммунальные объекты, может быть опасной в плане распространения возбудителей инфекционных болезней, особенно если идет речь об инфекционных клиниках, туберкулезных и кожно-ве-нерологических диспансерах, а также внутрибольничных инфекциях. Это требует решения чрезвычайно сложных проблем канализования больницы, очистки и обеззараживания сточных вод, решения вопросов очистки от твердых бытовых и, особенно, специфических отходов, которые образуются в операционных, родильных залах, перевязочных и манипуляционных.

Больница — многопрофильный объект, в условиях которого врачу-гигиенисту приходится решать комплексно вопросы коммунальной, социальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии.

В больнице работают средний медицинский персонал и врачи, на их здоровье могут отрицательно влиять разные факторы.

Из гигиенического значения больницы и вытекают гигиенические требования к ней. Больница должна отвечать следующим требованиям:

1 ) обеспечить оптимальные жилищно-бытовые условия для больного в зависимости от характера заболевания. Это и достаточная площадь, и оптимальные параметры микроклимата, и эффективная вентиляция, достаточная инсоляция, надлежащие уровни естественного и искусственного освещения и др.;

2) обеспечить комплекс лечебно-профилактических мероприятий и способствовать соблюдению лечебно-охранительного режима;

3) обеспечить предотвращение возникновения и распространения внутри-больничных инфекций и заболеваний во время нахождения больного в стационаре или при посещении поликлиники;

4) стать школой гигиенического воспитания и формирования навыков. Больные особо восприимчивы к гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни;

5) обеспечить принцип научной организации труда и соблюдения гигиенических условий труда для медицинского персонала;

6) стать школой медицинских кадров. Для этого на базе больницы должны быть созданы соответствующие условия (раздевалки для студентов и преподавателей, учебные комнаты, лекционные аудитории, лаборатории и др.);

7) больница не должна быть источником загрязнения окружающей среды;

8) отвечать современным требованиям градостроительства и общим архитектурным принципам города или микрорайона.

Исходя из вышеизложенного, современные гигиенические аспекты рассматриваемой проблемы можно сгруппировать таким образом:

1. Расположение больницы в наилучших для населенного пункта природных и экологически безопасных условиях, предусматривающих защиту больного от шума, вибрации, электромагнитных излучений, атмосферных загрязнений, создание благоприятного микроклимата, обеспечение оптимальной инсоляции и др.

2. Научная разработка и внедрение мероприятий по профилактике внутри-больничных инфекций.

3. Охрана окружающей среды от загрязнений, образующихся на территории больниц (сточных вод, твердых бытовых и специфических отходов, инфицированного воздуха, шума), и психологического дискомфорта.

4. Санитарно-техническое обеспечение больницы (водоснабжение, канали-зование, отопление, вентиляция, освещение).

5. Гигиена труда медицинского персонала (создание безопасных условий труда, соблюдение режима труда и отдыха, правил личной гигиены). Вопрос очень актуальный. В США, например, имеется программа охраны здоровья персонала больниц, которой предусмотрено: наблюдение за возможными случаями заражения сотрудников; контроль над туберкулезной инфекцией при помощи кожных проб; иммунизация сотрудников, входящих в группу повышенного риска, вакцинами против гепатита В, кори, эпидемического паротита и краснухи, гриппа, дифтерии и столбняка; обучение медицинского персонала в целях уменьшения количества травм на рабочих местах, предотвращения инфекционных заболеваний, несчастных случаев и др.

Если внимательно проанализировать каждый из указанных гигиенических аспектов, можно сделать вывод, что все они имеют большое значение для создания оптимального лечебно-охранительного режима в больницах и профилактики внутрибольничной инфекции.


Пред. статья След. статья