ГлавнаяЛитератураУчебник гигиены: Габович Рафаил ДавидовичГигиена мест торговли пищевыми продуктами

Гигиена мест торговли пищевыми продуктами

Гигиенические мероприятия на этих объектах имеют своей задачей обеспечить отпуск потребителям только доброкачественных продуктов и исключить возможность передачи с пищевыми продуктами инфекционных заболеваний и глистных инвазий.

Для защиты продуктов от загрязнения следует располагать все места торговли ими возможно дальше от объектов, загрязняющих почву и воздух или являющихся источником массового выплода мух. Продовольственные магазины бывают специализированными, торгующими только определенными продуктами (мясными, молочными и др.), и общими, которые торгуют всеми продовольственными товарами. Как те, так и другие магазины должны иметь торговые помещения и вспомогательные. К последним принадлежат: помещение для приемки и распаковки товаров, кладовые, холодильная камера или ледник, раздевальня для обслуживающего персонала, санитарный узел. Магазин следует обеспечить достаточным количеством питьевой воды; необходим также умывальник и «титан» или другое водогрейное устройство.

В торговом зале магазина общего типа следует предусмотреть раздельную продажу рыбных, мясных, кондитерских, бакалейных и других продуктов. Торговлю продуктами, загрязненными землей, например овощами, целесообразно выносить в отдельное помещение или в пристройку, иначе трудно уберечь другие продукты от загрязнения. Рабочее место продавца должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием (прилавок, стеллажи, шкаф, весы, совки, ножи, полотенце и т. д.). Перед началом отпуска продуктов продавец должен подготовить рабочее место, освободить продукты от упаковки и очистить их от потемневших, засохших и имеющих другие дефекты частей. Продукты можно отпускать только в чистую посуду. Молоко и другие жидкие продукты нельзя наливать над флягой или бочкой. Незатаренные продукты закрывают от мух сеткой или стеклом. Скоропортящиеся продукты хранят под охлаждаемым прилавком. Запас скоропортящихся продуктов на прилавке должен быть не более чем на 2—3 часа торговли. Температура молока при продаже не должна превышать 10°. Санитарные условия улучшаются, если продукты расфасовываются заблаговременно.

Аналогичные санитарные требования предъявляются к торговле пищевыми продуктами в палатках, киосках, вразнос и вразвоз. Эти объекты не следует размешать вблизи уборных, мусоросборников, конюшен, коровников и т. п. Палатки должны быть закрыты со всех сторон; отпуск товаров производят через открывающиеся окна. Наличие спецодежды, умывальника и полотенца обязательно и для этих мелких объектов. Особо скоропортящиеся продукты (ливерные колбасы, студни, паштеты, торты с заварным кремом) в теплое время года, при температуре выше 10°, в мелкорозничной сети продавать не разрешается.

Территория, отводимая для рынка, должна быть замощена, ограждена и рационально распределена между различными объектами. В ее лучшей части размещают столы с навесами или павильоны для продажи продуктов. Продажа пищевых продуктов с земли запрещается. Участки, на которых торгуют скотом, птицей и с возов, должны быть расположены с подветренной стороны не ближе чем 6—10 м от мест продажи других продуктов. За ними располагают общественные уборные и мусорный ящик. На всей территории рынка должно быть расставлено достаточное количество переносных мусоросборников. Влажную уборку рынка производят до начала работы и в конце ее.


Пред. статья След. статья