ГлавнаяЛитератураУчебник гигиены: Габович Рафаил ДавидовичАнатомофизиологические особенности и этапы развития ребенка дошкольного возраста

Анатомофизиологические особенности и этапы развития ребенка дошкольного возраста

В высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего торможения и легко распространяются по коре головного мозга в ущерб концентрации.

С этим связана неустойчивость внимания ребенка и быстрое истощение его нервной системы. Опыт показывает, что с помощью рационального воспитания в дошкольном возрасте можно стимулировать развитие процессов внутреннего торможения.

В дошкольный период совершенствуется речь ребенка и выявляются ее дефекты, которые требуют соответствующего лечения. Острота тонального слуха мало отличается от остроты слуха в школьном возрасте и позволяет приступить к музыкальному обучению детей. Глаз ребенка уже достаточно развит, но все еще очень чувствителен к неблагоприятным влияниям. При рисовании, лепке, а в старшей группе при письме нужно создать достаточную освещенность в помещении. Рассматриваемые ребенком предметы не должны находиться на близком расстоянии от глаза. При несоблюдении этих условий может развиться содружественное косоглазие и близорукость. Уже в этом возрасте необходим профилактический осмотр окулиста с целью раннего выявления дефектов зрения, прогрессирование которых можно приостановить с помощью очков.

Позвоночный столб еще гибок и податлив. Тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Вследствие этого ребенок часто сутулится, а неправильное положение тела легко может привести к искривлению позвоночника. Поэтому уже у детей дошкольного возраста необходимо начать воспитывать прямую осанку и правильную позу при сидении. Прямая осанка и правильное положение тела во время занятий облегчают дыхание, кровообращение и способствуют нормальному развитию грудной клетки.

Необходимым условием для развития нервномышечной системы является систематическое проведение физических упражнений, в которых подвижные игры занимают ведущее место. Кроме них, в этом возрасте имеют гигиеническую ценность утренняя гимнастика, прогулки, а для старших групп организованные занятия физическими упражнениями и спор тивные развлечения, например лыжи, коньки.

Более совершенная, чем в ясельном возрасте, терморегуляция позволяет в дошкольном возрасте усилить интенсивность закаливающих процедур. Надо стремиться к тому, чтобы все виды физических упражнений проводились на открытом воздухе. Целесообразен дневной сон на открытом воздухе в течение всего года. Помимо воздушных ванн, следует широко применять гидропроцедуры в виде холодных обтираний, обливаний и ванночек для ног.

Среди заболеваний детей дошкольного возраста на первом месте находятся инфекционные. Для их предупреждения требуется проведение тех же мер, которые применяются в ясельном возрасте.


Пред. статья След. статья