Давление воздуха

Одна из самых существенных характеристик атмосферы это давление воздуха. Когда атмосфера абсолютно спокойна, оно численно равно весу вертикального столба воздуха, имеющего единичное сечение, и простирающегося прямо до верхних слоев атмосферы. Но когда воздух движется, то при его восходящих потоках давление будет немного меньше, а при потоках нисходящих — немного больше, однако разница эта весьма невелика.

Суточные колебания давления воздуха обычно не превышают нескольких миллиметров, годовые же достигают 20—30 мм ртутного столба. Подобные колебания атмосферного давления не оказывают заметного влияния на здорового человека, но в комплексе с другими метеорологическими факторами могут неблагоприятно влиять на самочувствие больных.

Более значительным изменениям атмосферного давления организм человека подвергается при полетах на самолете и восхождения «а горы. При этом основным отрицательным фактором является сопутствующее падению атмосферного давления понижение парциального давления кислорода.

Само по себе понижение атмосферного давления вызывает так называемый высотный метеоризм, обусловленный расширением газов в желудочно-кишечном тракте, что влечет за собой ряд функциональных расстройств: высокое стояние диафрагмы, ограничение глубины дыхания, затруднение притока крови к правому предсердию, повышение кровяного давления. Высотный метеоризм усугубляет действие кислородной недостаточности. На высоте более 8—10 км вследствие очень низкого давления может развиться десатурацаонная болезнь с болями в мышцах и суставах (стр. 303). Полеты на такой высоте возможны лишь в скафандрах или в самолетах с герметическими кабинами, где поддерживается необходимое давление воздуха.

Резкие изменения барометрического давления при быстром подъеме или спуске самолета вызывают столь же резкие изменения давления воздуха в полости среднего уха и в придаточных полостях носа. Неприятные ощущения «заложенности» в ушах и боли наблюдаются у тех лиц, V которых в евстахиевой трубе или в придаточных полостях носа имеются воспалительные процессы, препятствующие выравниванию давления воздуха в этих полостях и наружного воздуха.


Пред. статья След. статья
<