Главная | Литература | Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян | Методы гигиенических исследований |
Методы гигиенических исследований
Методы гигиенических исследований развиваются на основе всеобщего метода научного познания — материалистической диалектики.
Кроме своих методов исследования гигиена использует в зависимости от задач исследования широкий арсенал методов других наук. К специфичным для гигиены методам исследований относится прежде всего метод санитарного обследования и описания, применяемый для изучения окружающей среды. Санитарное обследование осуществляют по специальным программам (схемам), содержащим вопросы, которые характеризуют в гигиеническом отношении обследуемый объект. Санитарное обследование и описание, как правило, дополняется инструментально-лабораторными методами исследований (химическими, физическими, физико-химическими, микробиологическими и др.), позволяющими не только качественно, но и количественно охарактеризовать среду. При обследовании нередко применяют экспресс - методы, дающие возможность с меньшей, но достаточной чувствительностью и точностью быстро произвести исследование. Все больше внедряются системы автоматического слежения и регистрации определенных параметров среды.
Для характеристики окружающей среды и в особенности ее влияния на живой организм и здоровье широко применяются различные разновидности гигиенического эксперимента:
а) эксперимент с моделированием природных условий для изучения и прогнозирования процессов, происходящих в окружающей среде, например, для изучения влияния химических примесей на процессы самоочищения воды в водоеме, длительности выживания бактерий и вирусов в воде, накопления пестицидов в почве и миграции их в растения, действия бактерицидных веществ на микрофлору воды и т. п.;
б) лабораторный эксперимент на животных, в котором изучается влияние факторов окружающей среды на организм с целью обоснования гигиенических нормативов. Поскольку гигиенические нормативы носят законодательный характер, то подобные экспериментальные исследования осуществляются по специально разработанным апробированным программам. В процессе эксперимента применяются физиолого-биохимические, иммунологические, гистоморфологические и гистохимические, электронно-микроскопические, радиобиологические, генетические и др. методы исследований. В случае надобности используются животные разного пола, возраста я с моделированными болезнями;
в) камеральный эксперимент на людях, в котором, как и в эксперименте на животных, изучается влияние отдельных факторов или условий среды на организм с целью их нормирования. Этот вид эксперимента осуществляют лишь при безопасности для здоровья испытуемых. Подобным образом изучают влияние на организм человека микроклимата, освещения» шума, нервно-психической нагрузки и т. п.;
г) «натурный эксперимент», в котором изучают влияние факторов окружающей среды на здоровье людей в реальных условиях их жизни, например, изучение состояния здоровья людей (в особенности детей), проживающих на различных расстояниях от предприятия, выбрасывающего в атмосферу вредные газообразные примеси. Натурный эксперимент позволяет проверить надежность гигиенических нормативов, установленных, в эксперименте на животных.
Одной из важнейших и сложных задач гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье. ВОЗ еще в 1946 г. определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, причем под социальным благополучием подразумевалась социальная дееспособность. В последующем это определение подверглось критике как весьма общее и сводящее здоровье к еще менее определенному понятию — «благополучие» (К. Хорн). В то же время полагают, что это определение содержит и положительные черты, поскольку рассматривает категорию «здоровья» как единство биологического, социального и субъективного. По мнению советских ученых здоровье предполагает нормальное и гармоничное физическое и психическое развитие человека, нормальное функционирование всех органов и систем, способность адаптации к неблагоприятным воздействиям в обычных условиях существования и воспроизводству здорового потомства, отсутствие заболеваний и наклонности к ним, высокую физическую и умственную работоспособность, позволяющие человеку выполнять свои социальные функции. Субъективная сторона здоровья проявляется в виде хорошего настроения, отсутствия болевых и других неприятных ощущений, нормальном функционировании органов чувств, адекватной психической реакцией.
Здоровье индивида изучается путем медицинских обследований (индивидуальных или массовых) с применением антропометрических, клинических, физиолого-биохимических, иммунобиологических, рентгенологических и других методов исследований, учитывается также участие в трудовой деятельности.
Здоровье определенного контингента людей или всех жителей населенного пункта (района, республики и т. п.) изучают с помощью санитарно-статистического метода. Это достигается путем вычисления показателей, характеризующих физическое развитие, демографические особенности (рождаемость, смертность, среднюю продолжительность жизни и др.), заболеваемость и патологическую пораженность изучаемого контингента людей.
К санитарно-статистическому близок эпидемиологический метод, изучающий закономерности распространения заболеваний. Ранее он применялся гигиенистами для изучения инфекционных заболеваний, при которых легче выявляются связи между условиями среды и заболеваемостью. Со второй половины нашего века он стал широко использоваться и для изучения распространенных неинфекционных заболеваний, например, гипертонической болезни, диабета, язвенной болезни и др. При этом изучают распространение той или иной болезни во времени (например, по сезонам года), в пространстве (в различных районах города (республики), среди различных групп людей (отличающихся возрастом, полом, профессией, условиями водоснабжения, питания, быта и т. п.). Анализ данных используется для выяснения причин и условий, способствующих заболеваниям, в том числе местных, для ликвидации болезни' как краевой патологии, а организаторами здравоохранения для планирования профилактических и лечебных мер. Естественно, что при санитарно-статистическом и эпидемиологическом методах широко используются методы и приемы математической статистики. Нельзя не отметить, что гигиена для решения своих научных и практических задач все шире использует математику, математическое моделирование, кибернетику, электронно-вычислительную технику и создаваемые на их основе автоматизированные системы управления. Так, математические модели широко используются для предсказания поведения системы (воздушный бассейн, водоем, почва и др.) при различных воздействиях на нее. Так, например, с помощью математической модели можно предсказать интенсивность шума на улице (или концентрацию окиси углерода в воздухе), зная ширину ее, характер покрытия и количество различных транспортных средств, которые будут проезжать по ней в течение одного часа.
К комплексным гигиеническим методам можно отнести: метод научного обоснования гигиенических нормативов метод изучения состояния здоровья определенной группы лиц (рабочих цеха, школьников и т. п.) в связи с условиями их жизни; метод изучения гигиенического фактора и др. Каждый из них применяет необходимое сочетание перечисленных ранее методов.