Главная | Литература | Гигиена труда: С. В. Алексеев | Упражнение и тренировка для борьбы с утомлением |
Упражнение и тренировка для борьбы с утомлением
Упражнение - совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности (трудового обучения, труда, трудового творчества), является важным средством предупреждения утомления. Упражнение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности. Н. Е. Введенский писал: «Постепенное и систематическое упражнение и, как его результат, укрепляющий навык - вот, вообще говоря, самый надежный способ успешной производительности работы».
В процессе упражнения, которое лежит в основе образования любого двигательного навыка, принимает участие весь организм: устанавливается сложное и в то же время точное и совершенное взаимодействие между ЦНС, рецепторами, двигательным аппаратом и дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и другими системами. Процесс этот протекает по типу образования условных рефлексов на совокупность внешних (окружающая среда) и внутренних (деятельность мышц, внутренних органов) раздражителей.
С точки зрения психофизиологической производственное упражнение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций человеческого организма для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате упражнения-тренировки возрастает мышечная, сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.
М. И. Виноградов различает 3 стадии упражнения. 1-я стадия упражнения характеризуется быстрым падением работоспособности сразу же после начала работы нетренированного человека.
Возбуждения, связанные с выполнением непривычного двигательного задания, реализуются в условиях неуравновешенности нервных структур, происходит суммация и иррадиация возбуждения, вызывающего одновременную активность многих мышечных групп.
В результате учащения и усиления приходящих импульсов доминантный очаг «переподкрепляется». На высоком уровне возбуждения лабильность падает - развивается центральное торможение. В связи с быстро развивающимся утомлением отмечается нарастающее несоответствие между ритмами потенциалов коры и мышц, происходит нарушение координации между деятельностью корковых центров и периферического двигательного аппарата.
Эта стадия упражнения характеризуется дискоординацией двигательной системы, т. е. выраженным несоответствием лабильности центрального и периферического приборов. Движения не отрегулированы, много лишних неточных движений.
2-я стадия упражнения характеризуется тем, что отмечающееся вначале падение работоспособности на каком-то этапе приостанавливается, затем работоспособность вновь повышается и остается на достаточно высоком уровне довольно длительное время. М. И. Виноградов обозначил 2-ю стадию упражнения как стадию усвоения ритма и формирования доминанты. Происходит концентрация возбуждения сонастраивания ритмов и темпов работы центральных и периферических аппаратов, ответственных за внешнее действие. Во 2-й стадии начавшее развиваться торможение преодолевается, так как вследствие упражнения уже образовались временные связи, и процесс возбуждения преобладает над тормозным, становится возможной длительная работа.
3-я стадия упражнения характеризуется быстрым установлением работоспособности на высоком и устойчивом уровне без выраженного утомления. Наступает уравновешенность функциональных отправлений (т. е. выраженная стереотипия в иннервации двигательного акта) и установка на повышенный уровень лабильности регуляционных механизмов. Это стадия устойчивого двигательного стереотипа. Образование динамического стереотипа способствует автоматизации движений, выполнению их с большой точностью. Автоматизация ограничивает участие второй сигнальной системы в воспроизведении каждого движения. Важнейшее значение для процесса упражнения имеет механизм усвоения ритма. В процессе усвоения ритма сужается поле иррадиации возбуждения и в связи с этим устраняются лишние движения, повышается их точность. Увеличение лабильности центральных нервных приборов, наблюдаемое в процессе усвоения ритма, способствует ускорению темпа движений.
Характерная черта процесса упражнения - преодоление утомления и снижения работоспособности, в основе которого лежит перестройка на более совершенную организацию деятельности.
Нельзя достигнуть высокой работоспособности без тренировки. Упражнение лежит в основе выработки трудовых навыков и производственного обучения. Наличие стадийности в процессе упражнения крайне важно для практических целей, так как это позволяет предвидеть, моделировать и нормировать упражнения при профессиональном обучении с учетом оптимальных нагрузок и оптимальной продолжительности упражнений.