Главная | Литература | Общая гигиена: А.М. Большаков | Гигиенические требования к содержанию помещений, оборудованию и инвентарю аптек |
Гигиенические требования к содержанию помещений, оборудованию и инвентарю аптек
В производственных помещениях аптечная мебель и предметы оборудования должны быть расставлены таким образом, чтобы не образовались труднодоступные для уборки пространства, где могут скапливаться пыль и грязь. Аптечное оборудование должно иметь гладкую поверхность, устойчивую к воздействию медикаментов, моющих и дезинфицирующих веществ.
Для предупреждения загрязнения микробами воздуха чистых рабочих поверхностей (столов), оборудования, лекарственных средств и форм, растворов и других объектов перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезинфицирующих средств. Сухая уборка помещений запрещается.
Генеральная уборка производственных помещений, проводимая не реже 1 раза в неделю, заключается в мойке стен, дверей, оборудования и полов. Потолки (очищают от пыли влажными тряпками), а также оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже 1 раза в месяц.
Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
Внутренние двери аптечных помещений необходимо мыть горячей водой с мылом или синтетическими моющими средствами, после чего их протирают насухо. Особенно тщательно обрабатывают дверные ручки и прилегающие к ним места. Наружные двери моют по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
Шкафы в гардеробных для хранения личной и производственной одежды следует очищать влажным способом и дезинфицировать 0,5 % раствором хлорамина не реже 1 раза в месяц.
Раковины для мытья рук необходимо ежедневно тщательно чистить, промывать водой и дезинфицировать раствором хлорамина Б с 0,5 % моющего средства. Туалеты тщательно моют и обеззараживают не реже 1 раза в смену.
Важно, чтобы приготовление дезинфицирующих растворов проводилось специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкциями. Допускается использование дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России (табл. 9.6).
Отходы производства и мусор собираются в специальные контейнеры с приводной крышкой и удаляются из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться только по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте (комната, шкафы). Ветошь, предназначенную для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранят в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля). Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно.
Контроль за эффективностью проводимых санитарно-гигиенических мероприятий аптек осуществляют ЦГСЭН. В случае неудовлетворительных результатов санитарного контроля проводится внеплановая уборка с применением дезинфекционных средств.
Одним из наиболее объективных методов проверки соблюдения противоэпидемического режима в аптеке является бактериологический контроль. Он осуществляется выборочно по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Проверяют микробную обсемененность:
— воздуха производственных помещений;
— оборудования, особенно столов ассистентской, провизора - аналитика и кладовых хранения лекарственных препаратов, аптечной посуды, весов, ступок и других предметов, используемых в процессе изготовления лекарств;
— рук персонала, занятого изготовлением лекарств (помимо общего микробного обсеменения, делается посев на кишечную палочку);
— полуфабрикатов, сырья, готовой продукции, дистиллированной воды.