СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ
«Жизнь — это дитя Солнца», — говорил доктор Освальд, — «почти все виды растений и животных обретают высшую форму своего развития вблизи экватора. Пальмовое дерево — это тропическая трава, питон-боа — это вполне развитая черная змея, а тигр — увеличенная дикая кошка. Чем выше широта, тем меньше представителей архетипов, созданных Природой, — меньше по размерам и по силе, с уменьшенной красотой и продолжительностью жизни».
Это было написано в 1885 году, и хотя во времена Освальда гигиенисты нашей страны принимали солнечные ванны уже более тридцати пяти лет, медицина все еще игнорировала эту практику и те, кто принимал ванны, подвергались осуждению как шарлатаны, знахари и невежды. Людей, принимавших такие ванны, называли чудаками, фанатиками, экстремистами и прочими «лестными» именами. К названиям этим прибегали даже в 1911 году, когда автор настоящей книги сам начал их принимать.
Солнечные ванны принимали еще в доисторические времена. Дикари и первобытные люди, мальчишки и животные — все инстинктивно стремились воспользоваться благами солнечного света. Человечество всегда наслаждалось воздействием солнца, и лишь ложный аскетический образ жизни да монашеские идеалы время от времени лишали этого часть человеческого рода. В последние годы ношение очень короткой одежды, шортов, открытых купальных костюмов и пр. людьми обоего пола, молодыми и пожилыми дало нынешней молодежи возможность воспользоваться прелестями солнечного света.
Этому способствовал и подъем движения нудистов. Сегодня на школьных площадках мы видим играющих мальчиков и девочек с оголенными частями тела, а совсем маленькие бегают и вовсе обнаженными — в «солнечной одежде». Должным признанием этих радикальных перемен в нашем образе жизни и в отношении к телу уже не могут воспользоваться те мужчины и женщины, которые боролись за это сотни лет.
Сегодня дети пожинают плоды борьбы гигиенистов, кому принадлежит эта заслуга. Прежде чем нынешняя практика вошла в моду, людям не только упорно внушали идею о благе солнечных ванн, но и отучали от ханжеских представлений о человеческом теле и его различных частей. Предстоит еще многое сделать. Но нельзя недооценивать ту большую работу, которая была проделана теми, кто шел впереди. И прежде чем обсуждать нынешнюю практику приема солнечных ванн, целесообразно вкратце рассказать о ней в древнейшие времена.
Свидетельства о применении солнца в качестве лечебного и профилактического средства можно найти в каждую историческую эпоху и у всех народов — диких и цивилизованных. Положительные примеры гигиенического использования солнца дают древние египтяне и другие народы. В Вавилоне, Египте, Ассирии были солнечные сады, в Греции — гелиозии, в Риме — солярии. Энатон в Египте, Зороастр в Персии, Гиппократ в Греции — все они возвеличивали Солнце до уровня Божества и Силы. Большой санаторий Гиппократа на острове Кос имел крупный солярий для приема солнечных лучей.
Римские термы были снабжены соляриями для принимающих солнечные ванны. Плиний говорил, что в этих банях солнце очень полезно. Гиппократ восхвалял обсушивающее действие солнечного света. Геродот дает обширные инструкции по использованию солнечных ванн, подчеркивая их эффект в укреплении мышц и нервов.
Антилл приводит пространные описания действия солнечного света, сравнимые с современными. По сообщению Фидострата, от атлетов Олимпии требовали приема солнечных ванн. Цельсис, Плиний Младший, Гален и Цицерон были римлянами, и Плиний Младший в Риме провозглашал: «Вестрикус спурина, ме-дирум максимум» — «солнце — это лучшее лекарство». Плоские крыши домов юга почитались римлянами в качестве соляриев. Плиний Младший рассказывал, что, как только наступал час Бани, он выходил гулять полностью обнаженным на солнце, даже если воздух был прохладным, затем долго играл в мяч.
В древнем германском эпосе «Эдда» говорится, что германцы весной обычно вывозили больных на склоны гор, чтобы обратить их к солнечному свету. В некоторых германских племенах детей с лихорадкой выносили на крыши домов на солнечный свет. На берегах Гасконского залива солнечный свет и сегодня применяется при ревматизме. Инки Перу лечили сифилис солнечными ваннами. И сегодня подобные процедуры применяются на Гаити.
Изначально человек — это нагое животное. Он познал доброту солнца, когда мигрировал в умеренную зону и после изменения климата земли почувствовал укусы холода и облачной суровой погоды. Он познал теплую и бодрящую силу солнца и явился, чтобы поклониться солнцу как божеству.
Преклонение перед солнцем существовало и в доисторические времена. Весь род человеческий в то или другое время преклонялся перед солнцем. В эпоху открытия Америки наиболее цивилизованные племена обоих американских континентов были солнцепоклонниками. Первый египетский храм был сооружен в честь Бога-Солнца, а египтяне пользовались солнечными ваннами еще пять тысяч лет назад. Этот храм был построен в городе Он, к востоку от Нила. Позднее название города было изменено на Гелиополис — город Солнца. И религия, и философия учили, что солнце — источник и творец жизни, многие и сегодня придерживаются этого взгляда. В третьем веке нашей эры митраизм, или поклонение солнцу, чуть не стал универсальной религией.
Во всех важных положениях он так походил на христианство, что стал его главным конкурентом и оппонентом. Заключительный триумф христианства и его крайняя реакция на все «языческое» практически покончили с солнечными ваннами, столь широко применявшимися в древности и больными, и здоровыми, равно как и с римскими термами. Согласно Геродоту и Антиллосу, древние знали, что «солнце питает мускулы», и что римляне использовали его для укрупнения и укрепления мускулов при тренировке гладиаторов, которым давали солнечные ванны. Древние врачи объявляли солнце «лучшей пищей и лучшим в мире лекарством».
Между древним миром и миром современным вклинилось мрачное средневековье. Тысячелетнее правление противоестественного, антиприродного безумия практически разрушило все ценное, что было в древней цивилизации, и сохранило для нас главным образом его худшие или наименее желанные черты. Во время этого тысячелетнего сумасшествия единственные врачи, кто использовал солнечные ванны, были среди евреев и арабов.
Современная практика приема солнечных ванн имеет два источника — один в Европе, другой — в США. Сначала остановимся на европейском. Арнольд Рикли, умерший в 1907 году в возрасте 97 лет, считается основателем современной практики использования солнечных ванн.
Более полувека он прописывал солнечные ванны в своем институте в Уэлдес Край на Адриатике, созданном в 1855 году. Этот институт в Австрии привлекал больных со всего света. Рикли написал о своем методе семь книг, главные из которых были переведены на испанский, французский и итальянский языки.
Есть все основания безошибочно догадываться о том, что Лонсе, Финзен и Ролье все были знакомы с этим «необычным» практиком-натуропатом. Доктор медицины Ф. Тедеринг (Германия), Д. Лайек и А. Монтей (Франция), Л. Браун, С. Лейк (США), каждый из них отдавал должное работе Рикли, хотя Браун пытался скрыть истинную профессию Рикли, назвав его «физиотерапевтом». Вальдфогель (Богемия) в 1755 году отстаивал солнечные ванны, но у него почти не было последователей. В 1837 году мадам Дюамель (Берк) выставляла туберкулезных детей на солнце, веря в то, что солнечные ванны ускорят их выздоровление. Доктор Лах-манн применял в своем учреждении в Германии «лечение солнцем и воздухом», как и доктор Билз в своем знаменитом институте еще в 1872 — 1873 годах. Популярность солнечных ванн продолжала расти во всех частях Европы, они были приняты на вооружение молодежным и нудистским движениями.
В США первым защитником солнечных ванн был Сильвестр Грэхем, заявивший при обсуждении отрицательных сторон одежды в «Лекциях о науке человеческой жизни»: «Моя цель не в том, чтобы защищать обнаженность тела в обществе, хотя я не сомневаюсь, что мораль очень выиграла бы за два-три поколения, если бы во всех остальных отношениях человечество придерживалось настоящих законов своей природы...
Если бы человек всегда ходил совсем обнаженным, его кожный покров, анатомия, функции и взаимосвязи, которые нами полностью изучены, сохранились бы в более здоровом и энергичном состоянии, функции осуществлялись бы более совершенно, и тем самым весь организм, все его свойства, возможности и интересы извлекли бы пользу; кровообращение, особенно венозное, что под поверхностью кожи, было бы более свободным и беспрепятственным, более свободным и совершенным было бы дыхание, произвольные движения — более легкими и нестесненными, кости менее подвергались бы деформациям и болезням, мышцы были более развитыми и крепкими. Короче, анатомическое развитие и симметрия пропорций, физиологическая сила и функции всех частей организма были бы более совершенными, и как естественное следствие этого чувственные желания были бы более чистыми инстинктивно и оказывали бы менее агрессивное и деспотическое влияние на умственные и моральные возможности, а воображение было бы лишено своей сильнейшей способности наносить зло».
Скоро после Грэхема доктор Тролл настойчиво подчеркивал силу солнечного света при болезни и при здоровом состоянии в своей работе «Энциклопедия гидропа-тии», где писал, что «в программе лечения кахексии обилию солнечного света нужно уделять особенно большое место — при золотухе, разных формах заболеваний основных желез внутренней секреции, опухолях, набуханиях желез, нарывах, кожных раздражениях, рахите, лихорадке, поясничных абсцессах, бедренных заболеваниях, отите, офтальмии, равно как при полнокровии, цинге, слоновой болезни, раке и т. д.»
В работе «Водное лечение для миллионов» тот же Тролл заявляет. «Важность солнечного света как лечебного средства недостаточно оценивается. Многие, кто живет в элегантных и богато обставленных домах, так затемняют многие свои комнаты из-за опасения за мебель, что делают воздух в них очень нездоровым; золотушные жидкости, преобладающие у обитателей домов на задворках и подвалов, достаточно характеризуют связь между солнечным светом и жизненной активностью людей. Больные должны стремиться к солнцу, как это делают цветы, но оберегая голову при чрезмерной жаре, обнажение солнечному свету и воздуху очень оживляет. Это особенно полезно золотушным».
Хотя и до него некоторые предлагали применять солнечный свет при рахите, но честь открытия конкретной пользы при таком заболевании принадлежит доктору Хал-дшинскому, который в 1919 году определенно доказал, что солнечный свет «может предотвратить и вылечить рахит». Однако чтение работ Тролла все же убедит любого непредвзятого ученого, что тот на семьдесят лет все же опередил Халдшинского в этом открытии. Сотрудник Тролла доктор Дж. Тейлор в книге, опубликованной в 1860 году под названием «Излечение шведского движения» и затем переизданной в 1883 году под названием «Здоровье через упражнения», делает сильный акцент на важность солнечного света в здоровом состоянии и при болезнях.
Он особенно подчеркивает его значение при золотухе (туберкулез, аденит) и для кормящих матерей. «Чудесно, восхитительно, — пишет он, — как бледный, худой, несчастный ребенок после пребывания по нескольку часов ежедневно на солнце быстро поправлялся, а описанные симптомы (золотуха) исчезали». Даже золотушное набухание желез на шее и в других местах быстро пропадает под магическим воздействием солнечного света и чистого воздуха». В работе «Слабые легкие и как их укрепить» (1863) доктор Д. Льюис посвящает краткую главу солнечному свету, где пишет: «Я помог вернуть здоровье многим диспепти-кам, неврастеникам, ревматикам и ипохондрикам с помощью лечения солнцем. У меня было так много фактов, иллюстрирующих чудесную силу прямых солнечных лучей при лечении определенных категорий больных, что я серьезно думал об опубликовании работы под названием «Исцеление солнцем». Льюис приводит несколько случаев с показом результатов обнажения солнцу, в том числе случай с юристом, страдавшим от частичного паралича, постоянных болей в промежности и прочих симптомов. Льюис предписал этому человеку ежедневно, начиная с десяти минут и кончая часом, лежать под прямыми солнечными лучами, идущими через окно, при этом его привычки особенно не менялись ни в каком отношении». За шесть месяцев этот человек полностью выздоровел. Льюис подчеркивает: «Изоляция от солнечного света является одним из несчастий нашей цивилизованной жизни. Та же самая причина, которая делает картофельную лозу белой и больной при выращивании в темном подвале, делает бледной и больной девушку, воспитываемую в наших гостиных.
Выставьте ту и другую под прямые лучи солнца, и они начнут демонстрировать природный цвет, здоровье и силу». Доктор Дж. Джексон посвящает этому двенадцать страниц своей книги «Как лечить больных без лекарств» (1868), где пишет: «Я не знаю ни одного человека в этой стране, который так же постоянно пользовался солнцем, как я». Он описывает от семидесяти пяти до ста двадцати пяти человек, которые принимали солнечные ванны единовременно от двадцати пяти минут до трех, даже четы-рех-пяти часов на протяжении от шестидесяти до девяноста дней в летний сезон. Его пациенты не были обнажены, но были одеты в столь свободную и легкую одежду, какую те могли только носить».
Далее там говорится: «Эффект этого на человека совершенно поразительный, ибо зрелище для стороннего наблюдателя странное. Многие, кому не помогли лучшие тонизирующие и болеутоляющие, вскоре так окрепли и набрались сил, что могли спать не только ночью, но при приеме солнечных ванн». И опять: «С терапевтической точки зрения солнечный свет надо рассматривать как одно из самых сильных наших лечебных средств и, по моим оценкам, он призван заполнить столь важное место в натуральной медицине, что придает мне уверенность в возможности использовать его с успехом для лечения определенных заболеваний, что вызывает у меня наивысшее удовлетворение».
Доктор Бенедикт Ласт пишет, что «в Америке первые солнечные ванны были применены в Батлере (штат Нью-Джерси) в 1897 году». Ласт ошибался, ибо в этой стране солнечные ванны постоянно применялись сто лет и более. Лишь после первой мировой войны медицина обратила более или менее значительное внимание на солнечные ванны, хотя и до сих пор в медицинских кругах сохраняется сильная оппозиция в отношении их. Большинство медицинских авторов на эту тему пытаются показать, что солнечные ванны являются древней медицинской практикой.
Однако неправильно, фальшиво говорить, что солнечные ванны, будто инстинктивно принимаемые дикарями или солнцепоклонниками древнего Египта, Греции, Рима, Индии, Перу и тд., являлись «терапевтической практикой», и что ее открытие принадлежало медикам. Ныне, когда медицина частично признала ценность солнечного света, медики забывают работу тех, кого ранее осуждали и осмеивали. В 1890 - 1900 годах доктор Лонсе (Лион, Франция) провел первую серию наблюдений за результатами действия солнечного света при лечении болезней. Надо отдать должное и доктору Н. Финэену (Дания), который экспериментировал с солнечными лучами, а также с искусственным светом. В 1890 году доктор Пальм (Англия) написал статью в журнале «Практики» (Практишинерс), где описывал ценность солнечного света при профилактике и лечении рахита В 1911 году французский доктор Ролье начал следовать методам Лонсе и продолжал свою работу несколько лет. Многие врачи, в том числе сэр Генри Говин (Англия), доктор Гесс (США) занялись этой областью серьезно и энергично. Сегодня практика солнечных ванн получила признание, несмотря на то, что все еще не понята медиками.
Начинать принимать солнечные ванны необходимо постепенно, в особенности, если ваш организм отвык от яркого солнечного света. Слишком серьезная доза солнечной энергии действует весьма плохо. Поэтому необходимо придерживаться постепенности. А лучше всего начать принимать солнечные ванны, лежа на морском берегу – ведь легкие морские бризы отлично предохранят тело от перегрева.
Солнечные ванны принимают, предварительно проконсультировавшись со своим врачом, поскольку не все одинаково хорошо переносят солнце. После принятия солнечных ванн стоит искупаться или же принять душ. Не забывайте регулярно применять специальные лосьоны и кремы для загара. Старайтесь провести свой отдых с максимальной пользой для здоровья, и вы всегда останетесь красивыми.