СТРАСТЬ

Страсть — это горячая преданность или пылкая привязанность к лицу противоположного пола, любовное чувство, сильная направленность ума, эмоций, чувств на желанный объект или жизненную цель; энергичный, интенсивный или возбужденный импульс, тяготеющий к физическому влечению. Это слово имеет много значений и оттенков. Половая страсть так связана с любовью, что ее часто и называют любовью. Эротическая страсть — это горящие угли под пятой любви.

Страсть может существовать без любви, любовь может существовать без страсти. В первом случае отсутствуют нежность и чувство, есть только эгоистическое стремление к удовольствию и удовлетворению. Во втором случае отсутствуют теплота и пылкость, которые обычно сопутствуют полнокровной любви между полами. Элементарные биологические позывы у мужчин, которые мы объединяем термином «страсть», имеют технический термин «эструс» (период течки у животных, нереста у рыб). Человек называет это половым возбуждением, неистовством, даже страстью. Зоологи определяют эструс как «особый период сексуального влечения самки». То же существует и у самцов. Для большинства видов животных эструс, который происходит во время овуляции, является единственным периодом, когда самка реагирует на самца. Эмоциональная буря, имеющая своей кульминацией оргазм, является феноменом, корни которого уходят глубоко в механизм организма; здесь активно участвуют эндокринные железы и вся вегетативная нервная система.

У животных эструс является периодическим состоянием и возникает благодаря гормонам, выделяемым яичниками и соответствующими эндокринными железами. Искусственный эструс может вызываться с помощью инъекции железистого экстракта, но это не приводит к овуляции.

Наши знания о феномене эструса очень ограниченны. Можно было бы сказать, что период эструса (непреодолимого желания) у самок зависит от выделения гормона «эструс» яичниками. Но функционирование этого гормона пока необъяснимо. Почему он выделяется в одни периоды, а не в другие? Что временами разрушает нормальный ритм эструса? Что подавляет его? От каких внешних факторов он зависит?

Вообще говоря, среди человеческих существ не проявляется поведение «эструс». У человека страсть можно вызвать почти в любое время и разными воздействиями. Или же ее почти невозможно вызвать. И то время как у низших самок млекопитающих половое желание ограничено периодами эструс, у женщин оно может быть вызвано многими способами почти в любое время. С помощью многих приемов и ментальных ассоциаций можно активизировать выделение гормона «эструс».

Сексуальное желание — это естественная черта нормальных взрослых мужчин и женщин. Оно столь же прекрасно и невинно, как дыхание или биение сердца. В некоторых случаях сексуальная активность не просыпается до тех пор, пока человек не начнет фактически сексуального действия. Те, кто считает секс непристойным, лишь обманывают себя.

Наблюдения показывают, что страсть может устранить половые извращения, которые имели место до ее появления. Сильные эмоции зачастую прекращают развращающую невоздержанность в беспорядочных сексуальных контактах. Для того, кто любит, существует лишь один любимый. Для многих очищающая сила нового чувства разрешает все эмоциональные проблемы. Те, кто стремится избавиться от страсти или снизить ее проявления, не правы. Слабая половая страсть приведет к прекращению любого вида живых существ. Самки предпочитают страстного самца пассивному и безразличному. Это можно отнести к большинству женщин, которые редко предпочитают партнера недостаточно страстного. Страсть, безусловно, имеет отношение к биологической полноценности, здоровью и целостности организма.

У пчел, бабочек и среди других форм жизни, когда сексуальное влечение возникает лишь однажды в жизни, особенно у молодых животных, высшее проявление полового инстинкта, совершенно не практикуемого до того акта совокупления, может быть осуществлено, надо полагать, лишь когда соитие практически принудительно.

Если бы полового инстинкта не было, человечество не могло бы размножаться, не было бы ни деторождения, ни воспитания детей. Существование инстинкта служит мудрой цели. Хотя сексуальное влечение, кажется, становится все менее настоятельным по мере того, как мы поднимаемся по эволюционной лестнице жизни, исключая патологические случаи; страсть никогда не бывает у человека принудительной, по она всегда контролируема. Однако нельзя отвергать столь важную биологическую потребность, ибо это грозит расплатой. Одно дело — подвергать страсть разумному контролю, а совсем другое — отказать ей во всех проявлениях.

Физиологические различия между мужчиной и женщиной предполагают и определенные психологические различия между ними. Мужчина в большинстве случаев более легко возбуждается в сексуальном отношении и стремится к немедленному удовлетворению своего же-лания;женщина, как правило, возбуждается не так легко и менее готова к тому, чтобы тотчас броситься удовлетворять свое сексуальное желание. Ежедневно мужчина возбуждается по разным поводам тысячи раз, хотя в его сознании эта активность не ощущается и проявляется в качестве сексуального влечения лишь в конце рабочего дня, после возвращения домой. Путешествия часто вызывают сексуальное возбуждение у непривычных к путешествиям; однако путешествие может иметь и обратный эффект. Умственные, эмоциональные, физические и пищевые воздействия оказывают влияние на половой импульс, подавляя или возбуждая его.

Характер, уровень и объем повседневного жизненного опыта увеличивают или уменьшают сексуальное желание. Частота возникновения сексуального желания, его интенсивность являются результатом определенных факторов, как-то: состояние здоровья, болезнь, разлука, напряжение и так далее. Обычно сексуальное желание находится в прямой зависимости от общего состояния организма. Наблюдается заметное временное возрастание сексуального желания, когда муж и жена разлучены на несколько дней или недель. Хотя в обществе, по крайней мере цивилизованном, мужчины, как правило, более страстны, чем женщины, и гораздо легче возбудимы; бывает, что женщина столь же страстна, как и средний мужчина, а подчас и превосходит его. Но женщины обычно более способны подавлять страсть, нежели мужчины.

Тело женщины можно возбудить против ее желания. Эгоистичный мужчина, обладающий сильным сексуальным влечением, искусный в своих физических подходах, может из-за своей неспособности оценить эмоциональные и психические потребности своей жены сделать супружескую жизнь исключительно несчастной. Коитус должен быть чувственным контактом, а не просто физическим актом.

Человек обладает сексуальностью и должен быть ее хозяином, если не хочет, чтобы хозяином была она. Известно, что сексуальное напряжение можно увеличить с помощью соответствующей фантазии или тактильного возбуждения до такой степени, что непреодолимость сексуального желания ощущается как бескомпромиссная реальность. При достаточном возбуждении-принуждении оно действительно может стать непреодолимым, ибо, будучи вовлеченным в бури страсти, трудно преодолеть и проконтролировать ее. Тот, кто таким образом возбуждает свое сексуальное «я» и доводит себя до состояния высокого напряжения, требующего исхода, часто становится пленником своей сексуальной страсти, которая кажется вышедшей из-под контроля, и не учитывает, что своими собственными предыдущими действиями и дал всему этому ход.

Мужчины чаще всего виновны в том, что позволяют страсти проявляться без ухаживаний; и даже там, где непредубежденный наблюдатель считал бы женщину главной причиной волнений, рано или поздно вина тем не менее ложится на мужчину. Возможно, женщина простодушно явилась тем динамитом, который разрушил его самоконтроль. Любимые и жены часто бывают виноваты в том, что вызывают срочные желания в своих возлюбленных и мужьях, отказываясь их удовлетворить. Они делают это с помощью тонкой,


изощренной эротической техники, которая позволяет женщинам достичь максимального предварительного удовольствия без потери господства над ситуацией. Есть женщины, которые практикуют приятное эротическое возбуждение — ласки и нежности, но отказываются доводить их до естественной кульминации. Они извращены, хотя и не любят признавать это.

Хотя, как многие утверждают, сексуальная страсть является наиболее непреодолимой, ее часто сдерживают, ей препятствуют. Из всех страстей ей всего труднее дать свободное нормальное проявление. И мы знаем, что в моменты наивысшего сексуального возбуждения сила личной самостоятельности человека почти полностью утрачивается. Этот момент наивысшего удовлетворения сравним с интоксикацией. Однако многие мужчины и женщины преувеличивают роль сексуального удовольствия в жизни и практикуют настоящую религию наслаждений. Жажда наслаждений является краеугольным камнем их чувства самоуважения, и они хватаются за возможность любого удовольствия, независимо от того, какой ценой для своего и чужого здоровья оно обходится. Такие люди склонны рассматривать лишение удовольствий как личное оскорбление и требовать наивысших удовольствий, будто это является их священными правами.

Чтобы оправдать разнузданное сексуальное поведение, оскорбляющее здравый смысл и социальные чувства окружающих, такие искатели наслаждений исповедуют веру в превосходство инстинктов над другими проявлениями человеческой природы.

Вера в неодолимость сексуального желания, требующего немедленного удовлетворения, лишь сознательный камуфляж для безответственных и, следовательно, безнравственных сексуальных действий.

Малодушный человек, сознавая свою неспособность решить какие-то жизненные проблемы, часто склонен считать себя жертвой страсти. Его (или ее) сексуальная жизнь, похоже, состоит из разных случайных связей, либо мастурбации, или из того и другого. Чисто сексуальному единению часто не хватает чувства любви, это акт стремительного (как при изнасиловании) обладания, за которым часто наступает отвращение к партнеру. Возможен даже сексуальный союз с партнером, который при других видах общения — духовном, психологическом, интеллектуальном — вызывает полное неприятие. Однако это не доказывает непреодолимости чувства страсти, хотя и может восприниматься как свидетельство ее неспецифичности.

Извращенные страсти часто неконтролируемы. Извращение может возникнуть по ряду причин, до которых трудно докопаться. В подобных случаях лекции на моральную тему удручающе неэффективны, поскольку, как заметил Г. Лессинг, «порочные страсти извращают конституцию ума столь же сильно, сколь они подрывают конституцию тела... Злые силы ведут жертвы с завязанными глазами на свои алтари». В таких случаях необходимы гигиенические методы.

Представление о том, что сексуальное желание со-творяет роковую драму из каждой любовной связи, участники которой якобы являются беспомощными марионетками, балансирующими па проводе неодолимой страсти, противоречит реальному положению вещей. Однако эта идея может оказать заметное влияние на неопытную молодежь, если она воспримет ее без критической оценки. Эта в корне ложная идея опасно культивируется мужчинами и женщинами, которые ищут оправдания своей безответственности в сексуальном поведении.

Мы ответственны за проявления наших страстей, и нам следует хорошо подумать о последствиях прежде, чем дать страстям волю. Ответственность человека не кончается с возникновением страсти, напротив, именно в этот момент необходимость в ответственности является наивысшей. Не тот праведен, кто не подвергался искусу, а тот, кто умеет этот искус преодолевать.

Нежелательная для женщины возможность забеременеть является испытанием ответственности мужчины в половых отношениях. Лишь эгоистичный, жадный на удовольствия партнер позволит себе в момент сексуального объятия игнорировать последствия полового акта. В этих отношениях ответственность мужчин необходима, иначе неизбежен хаос.

Человек, который контролирует свои страсти (но не тот, кто отрекается от них), сдерживает каждый импульс, обуздывает свою энергию и владеет быстротечным желанием, готовит себя к тому ужасному взрыву своих эмоций и страстей, благодаря которым он надеется в один прекрасный день вырваться за пределы самого себя, за пределы того, что является случайным и распадающимся, к полному проявлению своих сил в истинном союзе с другим.

Никаких особых усилий не надо предпринимать для того, чтобы подавлять естественную страсть; просто ее следует контролировать в высших интересах человека и общества. Теологически-догматическое представление о том, будто половые инстинкты и желания являются злом и должны удаляться из человеческой жизни, наносит большой вред. Попытка ликвидировать расцвет страсти приведет к снижению стандарта жизни, что завершится организованной проституцией. Полное удовлетворение чувства страсти достигается лишь в полноценном и подлинном союзе двух. Усилия, направленные на то, чтобы изгнать естественные желания, приведут лишь к их возврату в форме чрезмерных навязчивых идеи, действии и даже превратных тенденций.


Пред. статья След. статья