Главная | Литература | Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: Баранов А.А. | Оценка показателей физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров детей и подростков в образовательных учреждениях |
Оценка показателей физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров детей и подростков в образовательных учреждениях
Наблюдение за состоянием здоровья детей и подростков — мониторинг осуществляется на основе результатов массовых профилактических осмотров детей и подростков в дошкольных и общеобразовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных учреждениях, в учебных заведениях профессионального образования. Массовыми профилактическими медицинскими осмотрами должны быть охвачены дети в возрасте от 3-х до 18 лет.
Организация наблюдения состояния здоровья детского населения должна осуществляться отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
Ответственным за наблюдение за состоянием здоровья детей в образовательном учреждении должен являться врач, в нем работающий, — сотрудник отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детского амбулаторно-поликлинического учреждения. Врач образовательного учреждения, подчиняется главному врачу и заведующему отделением детской поликлиники, к которой относится образовательное учреждение.
Под комплексным профилактическим медицинским осмотром понимается осмотр детей, посещающих образовательное учреждение, педиатром и врачами-специалистами: хирургом/ортопедом, детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (детей дошкольного возраста), детским гинекологом или урологом/андрологом (подростков), а также проведение лабораторно-инструментального обследования, регламентированного соответствующими приказами МЗ РФ (№186/272 от 30.06.92, № 60 от 14.03.95, № 151 от 07.05.98, № 154 от 05.05.99, № 241 от 03.07.20000).
Бригада врачей-специалистов формируется из сотрудников детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения.
Организация и проведение профилактических медицинских осмотров регламентировано вышеуказанными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Для более систематизированного наблюдения за состоянием здоровья — мониторинга в порядок проведения осмотров внесены изменения, касающиеся периодичности осмотров и состава бригады врачей. Каждый ребенок за период с 3 до 18 лет должен быть осмотрен врача- ми-специалистами при профилактических осмотрах 10 раз.
1. Периодичность комплексных профилактических осмотров детей и подростков (для целей мониторинга состояния здоровья): осмотры должны проводиться:
— в 3 года (или при поступлении в дошкольное учреждение),
— за год до поступления в школу (в 5-6 лет),
— перед поступлением в школу (в 6-7 лет),
— в конце первого класса (в 7-8 лет),
— в конце третьего класса (в 9-10 лет, препубертатный период),
— в пятом классе (в 11-12 лет) при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода),
— в седьмом классе (в 13-14 лет) в связи с тем, что в этот период у большинства девочек формируется менструальный цикл),
— в девятом классе (в 15 -16 лет) в период окончания основной школы),
— в десятом классе (в 16-17 лет)
— в одиннадцатом классе (в 17-18 лет).
Наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами, в те возрастные периоды, когда они не проводятся, 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом—педиатром, работающим в образовательном учреждении.
Профилактические осмотры детей лучше всего организовать в каждом образовательном учреждении во второй половине учебного года, приблизительно в одно и тоже время.
Профилактические осмотры проводятся в следующие возрастные периоды в 3 этапа и включают:
I осмотр ребенка в возрасте 3 лет и/или перед поступлением в дошкольное учреждение.
1 этап доврачебный — проводится на основе программы скрининг - тестирования медицинской сестрой и включает:
— анкетный тест (анкету заполняют родители);
— антропометрию (определение длины и массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ);
— лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала на яйца глистов.
2 этап — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирургом/ ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, стоматологом, логопедом).
3этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликлиники или стационара).
Заключение включает: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического развития, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, рекомендации по режиму дня и питанию, дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
II осмотр за год до поступления в школу
1 этап доврачебный - программа скрининг-тестирования осуществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.
В доврачебный этап включены:
— анкетный тест (анкету заполняют родители;
— антропометрия (определение длины и массы тела, ЖЕЛ);
— оценка: состояния осанки, стопы (по плантограмме), остроты зрения,
— возрастной рефракции (по тесту Малиновского), остроты слуха, силы сжатия кисти (по показателям динамометрии ведущей руки);
— лабораторное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест-полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники).
2 этап — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирургом/ ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, стоматологом, логопедом).
3этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликлиники или стационара).
Кроме того, для определения функциональной готовности ребенка к началу подготовки к обучению в школе в осмотре участвуют педагог и психолог.
Заключение включает: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического развития, оценку физической подготовленности, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, рекомендации по дальнейшему режиму дня и питанию, наблюдению и лечению ребенка.
III осмотр перед поступлением в школу
1 этап доврачебный программа скрининг-тестирования осуществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.
В доврачебный этап включены:
— анкетный тест (анкету заполняют родители);
— антропометрия (определение длины и массы тела, ЖЕЛ);
— оценка: состояния осанки, стопы (по плантограмме), остроты зрения,
— возрастной рефракции (по тесту Малиновского), остроты слуха, силы сжатия кисти (по показателям динамометрии ведущей руки), определение артериального давления,
— лабораторное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест-полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники).
2 этап — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирургом/ ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, стоматологом, логопедом).
В образовательном учреждении (при наличии в детской поликлинике переносной аппаратуры) или в детском амбулаторно-поликлиническом учреждении проводится электрокардиографическое исследование.
3этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликлиники или стационара).
Определяют функциональную готовности ребенка к обучению в школе педагог и психолог, работающие в психолого-медико-педагоги - ческой комиссии (консультации).
Заключение включает: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического развития, оценку физической подготовленности, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физической культурой, рекомендации по дальнейшему режиму дня, организации занятий, питанию, наблюдению и лечению ребенка.
IVосмотр в конце первого года обучения в школе
Обследование ребенка проводится на всех этапах в том же объеме,
что и перед поступлением в школу, за исключением логопеда, который обследует учащихся по показаниям. Доврачебный этап по программе скрининг-тестирования осуществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Лабораторное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест-полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи) осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники.
В обязательном порядке проводится электрокардиографическое исследование
Педиатром, по завершении профилактического осмотра, даются рекомендации родителям по оздоровлению ребенка в период летних каникул.
Vосмотр в конце третьего года обучения в школе (в 9-10 лет).
Обследование ребенка проводится в более широком объеме, чем в
конце первого года обучения в школе. Доврачебный этап по программе скрининг-тестирования осуществляется средним медработником школы или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось в конце первого класса.
В обязательном порядке проводится электрокардиографическое исследование, и в амбулаторно-поликлинических условиях — гинекологический осмотр девочек (9-10 лет) детским гинекологом. С целью своевременного выявления анатомических дефектов гинекологу следует обратить внимание на правильность развития половых органов девочки, а также диагностировать признаки воспалительных процессов при их наличии.
Педиатром даются рекомендации родителям по оздоровлению ребенка в период летних каникул.
VI осмотр при переходе к предметному обучению, в пятом классе (в 11-12 лет)
1 этап доврачебный проводится по программе скрининг-тестирования медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Анкеты, выявляющие жалобы и факторы риска, заполняет сам учащийся. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось в третьем классе.
На 2-ом этапе обследования ребенок осматривается педиатром и врачами-специалистами в том же объеме, что и в конце третьего года обучения.
Кроме того, в обязательном порядке проводятся электрокардиографическое исследование, и в амбулаторно-поликлинических условиях — гинекологический осмотр девочек (11 лет и старше) детским гинекологом и мальчиков (11 лет и старше) — урологом /андрологом.
3этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами, включая эндокринолога в условиях детской поликлиники или стационара).
Заключение должно включать оценку нервно - психического и физического развития, в т. ч. определение уровня биологического развития ребенка, оценку адаптации ребенка к предметной форме обучения. В заключении указывается группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, пригодность к трудовому обучению. В заключение и рекомендации должно быть включено предварительное врачебно-профессиональное консультирование учащихся, имеющих выраженные нарушения здоровья или анатомические дефекты, и детей-инвалидов с ограниченным выбором профессий. Педиатр должен дать рекомендации родителям по формированию правильного профессионального выбора ребенка в соответствии с его состоянием здоровья и функциональными возможностями.
VII осмотр в седьмом классе (в 13-14 лет)
Доврачебный этап проводится аналогично обследованию ребенка в возрасте 11-12 лет. На первом этапе профилактического осмотра особое внимание должно уделяться девочкам. При этом также применяются скрининговые тесты для оценки полового созревания по степени выраженности вторичных половых признаков (определение половой формулы) и анкетный тест для оценки состояния менструальной функции у девочек 13-14 лет. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось в пятом классе.
Организация и объем медицинского обследования на 2-ом этапе, форма заключения и рекомендаций должны соответствовать профилактическому осмотру в предыдущий возрастной период. Проведение электрокардиографического исследования обязательно.
Заключение должно включать оценку состояния соматического, нервно-психического и репродуктивного здоровья, физического развития и физической подготовленности. В заключении указывается группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, пригодность к трудовому обучению. Кроме того, даются рекомендации по оздоровлению, коррекции, лечению и реабилитации, по показаниям — психолого-педагогической коррекции. В заключение и рекомендации должно быть включено врачебно-профессиональное консультирование учащихся, имеющих выраженные нарушения здоровья или анатомические дефекты, и детей-инвалидов с ограниченным выбором профессий.
VIII осмотр в девятом классе (в 15-16) лет
Доврачебный этап проводится аналогично обследованию ребенка в возрасте 13-14 лет. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось на предыдущих этапах. Обязательно проводится электрокардиографическое исследование. Кроме того, с 15 лет проводится флюорографическое обследование 1 раз в 2 года.
На первом этапе профилактического осмотра особое внимание должно уделяться девочкам. При этом также применяются скрининговые тесты для оценки полового созревания по степени выраженности вторичных половых признаков (определение половой формулы) и анкетный тест для оценки состояния менструальной функции у девочек старшего подросткового возраста.
Организация и объем медицинского обследования на 2-ом этапе, форма заключения и рекомендаций должны соответствовать профилактическому осмотру в предыдущий возрастной период.
На основании данных комплексного медицинского обследования при обязательном участии детского гинеколога и эндокринолога выделяется группа риска репродуктивного здоровья. В целях профилактики нарушений репродуктивного здоровья за девушками группы риска проводится диспансерное наблюдение, осуществляются оздоровительные и корригирующие мероприятия.
Результаты профилактических осмотров мальчиков допризывного возраста передаются в районные военкоматы для определения и реализации необходимых диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий на этапе перед припиской.
В этот же период проводится врачебно-профессиональная консультация всех учащихся и даются предварительные рекомендации по выбору профессии и специальности в соответствии с состоянием здоровья. Особое внимание уделяется учащимся, собирающимся по завершении основного образования покинуть школу и работать на производствах или получать подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
1Х-Х осмотры перед окончанием образовательного учреждения (раздельно в 16 и 17 лет)
Юноши и девушки старшего подросткового возраста проходят два профилактических осмотра — в 16 и 17 лет.
Доврачебный, 2-ой и 3-ий этапы профилактических осмотров, лабораторно-инструментальное обследование проводятся аналогично осмотру в 15-16 лет.
При составлении заключения и рекомендаций уделяется особое внимание соматическому, нервно-психическому и репродуктивному здоровью юношей и девушек, их физическому развитию и физической подготовленности, а также врачебно-профессиональному консультированию старшеклассников.
Результаты профилактических осмотров юношей передаются в районные военкоматы и учитываются при медицинском освидетельствовании при приписке в 17 лет и определении годности к службе в Вооруженных Силах при призыве в 18 лет.
Подросткам с отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий — в образовательных учреждениях.
2. Этапы комплексного профилактического медицинского осмотра детей и подростков:
• доврачебный (на основе программы скрининг-тестов),
• врачебный (осмотр педиатром (как правило, врачом, работающим в образовательном учреждении) и врачами-специалиста - ми: хирургом/ортопедом, детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (детей дошкольного возраста), детским гинекологом (девочек-девушек, начиная с 9-10 лет) или урологом/андрологом (мальчиков-подростков, начиная с 11-12 лет). Лабораторное обследование (анализы крови, мочи и кала на яйца глистов) должно предварять врачебный этап осмотра с тем, чтобы врачи во время осмотра могли ознакомиться с результатами анализов. Электрокардиографическое обследование, проводимое, начиная с осмотра перед поступлением ребенка в школу, при наличии в детской поликлинике переносных аппаратов, должно проводиться в образовательном учреждении, при отсутствии переносных электрокардиографов — осуществляется в кабинете функциональной диагностики поликлиники. Флюорографическое обследование, проводимое подросткам, начиная с 15-летнего возраста один раз в два года, осуществляется в флюорографическом кабинете поликлиники или противотуберкулезного диспансера.
• специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами узкого профиля, в т. ч. кардиологом (ревматологом), гастроэнтерологом, эндокринологом, урологом, нефрологом, аллергологом, пульмонологом, психиатром, дерматологом и др. с проведением необходимых лабораторно-инструментальных исследований).
3. Объем и методики, используемые при осмотрах, определяются:
— особенностями различных этапов онтогенетического развития;
— вариантами нормы функционального состояния и особенностями клинического течения нарушений здоровья;
— необходимостью принятия экспертных решений по вопросам оценки состояния здоровья;
— необходимостью приоритетного использования амбулаторнополиклинической базы.
Педиатр и врачи-специалисты с помощью анкетного опроса выявляют жалобы ребенка, анамнез и факторы риска формирования отклонений в здоровье ребенка: нарушения режима дня, питания, низкую двигательную активность, чрезмерные дополнительные учебные нагрузки, употребление психоактивных веществ. Затем каждый врач проводит осмотр ребенка в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ № 60 от14.03.95 и заносит результаты обследования в Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений (ф. 026/у-2000).
4. Индивидуальное заключение о состоянии здоровья ребенка: по результатам комплексного профилактического осмотра, оформляемое врачом-педиатром, работающим в образовательном учреждении (а при его отсутствии оформляемое педиатром, ответственным за профилактический осмотр), должно включать:
• заключительный диагноз (основной и сопутствующие заболевания),
•оценку физического и психического развития,
•группу здоровья,
•медицинскую группу для занятий физкультурой,
• допуск к трудовому обучению,
• ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков),
• возможные ограничения годности к военной службе (для юно- шей-подростков),
• рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, вакцинопрофилактике, направлению на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам, дополнительному обследованию и восстановительному лечению.
При выявлении впервые возникших у ребенка функциональных нарушений и хронических заболеваний или при диагностировании неблагоприятных тенденций в течении патологических процессов и функциональных расстройств педиатр, работающий в образовательном учреждении, в индивидуальном порядке направляет ребенка на обследование в детскую поликлинику по месту жительства к участковому педиатру или к врачам-специалистам по профилю заболевания. При этом педиатр извещает родителей о выявленных у ребенка нарушениях здоровья и необходимости медицинского обследования и лечения. Обследование, лечение и диспансерное наблюдение за больным ребенком проводится врачами-специалистами в условиях детской поликлиники по месту жительства. Участковый педиатр и врачи-специалисты детской поликлиники по месту жительства ребенка могут рекомендовать проведение определенных оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении (например, витаминотерапию, некоторые физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру и др.), если имеются соответствующие условия и подготовленный персонал.
5. Регистрация индивидуальных результатов профилактических осмотров (для последующего мониторинга состояния здоровья). Индивидуальные данные результатов комплексного профилактического осмотра ребенка и осмотра педиатром заносятся в Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений (ф.026/у-2000), в Медицинскую карту ребенка, воспитывающегося в доме ребенка (ф.112-1/у-2000), в Карту диспансеризации ребенка (ф.030-Д/у, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ № 310 от 09.12.2004), которые ведутся в образовательном учреждении.
6.Регистрация общих результатов профилактических осмотров
6.1.В настоящее время общие сведения о результатах профилактических осмотров детей соответствующего возраста вносятся ежегодно в отчетную форму Федерального Государственного статистического наблюдения № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подрос- ткам-школьникам». В отчетной форме № 31 указывается абсолютное количество детей, у которых при профилактических осмотрах выявлены понижение остроты слуха, понижение остроты зрения, дефект речи, сколиоз и нарушение осанки. Сравнительный анализ ежегодных результатов осмотров позволяет определить (при пересчете в относительные показатели) динамику распространенности указанных заболеваний среди детей и подростков.
6.2. Для более углубленного анализа данных о нарушениях здоровья, выявленных среди детских контингентов, врачу образовательного учреждения целесообразно использовать шаблоны. В шаблоны заносятся раздельно функциональные нарушения, относимые ко II группе здоровья, и хронические заболевания, относимые к
III —V группам здоровья. Отнесение того или иного функционального отклонения и хронического заболевания к группе здоровья представлено в «Алгоритме (схеме) определения групп здоровья детей в возрасте от 3 лет до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров)», утвержденном приказом МЗ РФ № 621 от 30.12.2003. Алгоритм (схема) определения групп здоровья детей приведен в приложении 5.
На основе раздельного анализа показателей, касающихся функциональных расстройств и хронической патологии, можно определить приоритетные задачи по организации и проведению адекватной профилактической, оздоровительной и коррекционной работы среди детей, установить необходимые объемы и технологии такой работы. Анализ данных об уровнях, структуре и динамике показателей хронической патологии позволяет формировать группы риска прогрессирования патологии и дает возможность целенаправленно осуществлять лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, проводимые на индивидуальном и групповом уровнях.
Комплексная оценка состояния здоровья детей (группы здоровья)
В результате анализа данных профилактических осмотров дается комплексная оценка состояния здоровья ребенка на момент обследования. При этом учитываются острые заболевания, в том числе перенесенные ранее, возможность рецидива, вероятность возникновения нового заболевания, обусловленная наследственной предрасположенностью или условиями жизни. Обязательно учитываются данные проведенных ранее диагностических обследований, результаты доврачебного этапа, предшествовавшего настоящему осмотру. Кроме того, для более правильной оценки состояния здоровья необходимо учитывать вариант клинического течения, стадию заболевания, а также степень сохранности (утраты) основных функций органов или систем, пораженных патологическим процессом.
Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами, а также с использованием функциональных проб и тестов, проводимых как в процессе врачебного осмотра, так и на этапе доврачебного скрининга.
О степени сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям судят по количеству острых заболеваний или обострений хронических болезней за год, предшествующий настоящему осмотру.
Уровень достигнутого психического развития устанавливается при профилактическом осмотре детским неврологом с учетом мнения педагогов и психологов, основанного на результатах использования соответствующего набора тестов и анкет. Анкетирование детей, родителей и педагогов, психофизиологическая диагностика с помощью скрининг - и экспресс-методов проводится психологом школы на доврачебном этапе комплексного профилактического осмотра.
Состояние физического развития определяется при помощи антропометрии ведущих морфофункциональных показателей, а также установлением уровня биологического развития по срокам второй дентиции в детском возрасте и выраженности вторичных половых признаков — в подростковом.
Полученные медицинской сестрой антропометрические данные оцениваются врачом-педиатром по соответствующим возрастнополовым нормативам.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
Отнесение больного ребенка или подростка к II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом приведенных критериев и признаков, приведенных в приказе № 621 от 3012.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
Чрезвычайно важным требованием к проведению мониторинга является то, что каждый врач-специалист, участвующий в осмотре, должен определять группу здоровья ребенка в пределах своей компетенции. Группа здоровья должна определяться врачом-специалистом на основании анализа анамнестических данных, сведений, содержащихся в Медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов скрининг-обследования и собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований.
В заключении профилактического осмотра врач-специалист выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или врач выносит заключение «здоров». Кроме того, специалист (по своей специальности) в обязательном порядке указывает соответствующую группу здоровья ребенка.
Итоговую комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, работающий в образовательном учреждении и возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей комплексный профилактический осмотр.
При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья производится по наиболее тяжелому из них.
По результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья дается не всегда. Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др. должно быть проведено в полном объеме необходимое диагностическое обследование в условиях детской поликлиники или стационара. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз, заключения и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, отнесенные к III, IV и V группам здоровья должны состоять на диспансерном учете в детской поликлинике по месту жительства у педиатра и/или врачей-специалистов в зависимости от выявленной патологии. Дети с хроническими заболеваниями проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды, а также диспансерное обследование и наблюдение у врачей-специалистов по профилю патологии. Эти дети должны быть обследованы врачами - специалистами с применением соответствующих лабораторно-инструментальных методов неоднократно в зависимости от тяжести течения основного и сопутствующих заболеваний, но не реже двух раз в году.
Контроль за состоянием здоровья детей, состоящих на диспансерном учете, и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий должны осуществляться врачами поликлиники по месту жительства в соответствии с приказом Минздрава России от 07.05.1998 № 151 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям».
Большое медико-социальное значение имеет выделение II группы здоровья, так как функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, еще не снижены, но у них, как правило, существует высокий риск формирования хронической патологии. Дети этой группы, зачастую, нуждаются в проведении определённых оздоровительных и коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении. При отсутствии медицинского контроля и адекватной лечебно-оздоровительной работы на фоне функциональных нарушений могут сформироваться хронические заболевания.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах педиатром и врачами-специалистами.
В промежутках между профилактическими медицинскими осмотрами 1 раз в год оценка динамики состояния детей с II группой здоровья дается врачом-педиатром, работающим в образовательном учреждении, а при его отсутствии — участковым педиатром. При этом педиатру следует учитывать результаты ежегодного доврачебного скрининг-тестирования, проводимого в образовательных учреждениях.
При выявлении признаков усиления функциональных расстройств педиатр самостоятельно проводит лечебно-коррекционные мероприятия или направляет на обследование к врачам-специалистам в соответствии с характером функциональных нарушений.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Комплексные профилактические осмотры детей могут проводиться как в условиях образовательного учреждения при временном переоборудовании необходимого числа помещений в медицинские кабинеты, так и в условиях детских поликлиник и амбулаторий.
В первом случае бригада врачей-специалистов выходит в образовательное учреждение для проведения медицинских осмотров. Во втором случае дети в организованном порядке под руководством медицинского персонала образовательного учреждения приходят в назначенные сроки в детскую поликлинику или амбулаторию.