Введение
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии ребенка, тем больше вероятность наличия заболевания.
Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от социальных условий и используется гигиенической наукой как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящее время показатели физического развития детей и подростков анализируются для эколого-гигиенической оценки состояния территории, анализа влияния социальных факторов, условий воспитания, обучения, организации досуга и отдыха, трудовой деятельности детей и подростков.
Представление о важности изучения показателей физического развития человека в науке сложилось к середине XIX века благодаря работам французского ученого П. Брока и бельгийского ученого Кетле. В начале XX века антропометрическая методика получила значительное усовершенствование в работах немецкого антрополога Р. Мартина.
В России изучение показателей физического развития детских коллективов стало одним из научных направлений со времен исследований Ф. Ф. Эрисмана в поселке Глухово Московской области в 1879 году, когда были выявлены закономерности роста детей в зависимости от пола и условий воспитания.
В 1923 году в Москве под председательством В. В. Бунака была создана Межведомственная Комиссия по унификации антропометрических исследований. В 1926 году было организовано Центральное антропометрическое бюро, в работе которого участвовали выдающихся антропологи и врачи В. В. Бунак, Л. А. Сыркин, В. Г. Штефко, А. В. Мольков. В этот период были заложены научные основы антропометрических исследований, определены принципы статистической обработки данных, подобран единый измерительный инструментарий, обоснованы прикладные задачи антропометрических исследований, связанные с различными отраслями медицины (педиатрия, социальная гигиена, акушерство, стоматология, судебно-медицинская экспертиза) и промышленности (обувная, швейная, мебельная) (Бунак В. В., 1941).
Позднее в классической работе П. Н. Башкирова (1962) «Учение
о физическом развитии человека» были самостоятельно выделены: военная антропометрия, школьная антропометрия, дошкольная антропометрия, профессиональная антропометрия, физкультурная антропометрия. Говоря о школьной антропометрии, автор отмечает, что под физическим развитием детей следует понимать не только морфо-функциональные свойства организма, определяющие в конечном итоге запас его физических сил, но и те биологические процессы, которые для детского организма особенно характерны. Изучение этих процессов диктуется запросами клиники, педиатрии, а так же педагогики.
Необходимость анализа физического развития как легко поддающегося объективному изучению и сопоставлению показателя здоровья детской популяции была впервые научно обоснована С. М. Громбахом (1965). По мнению С. М. Громбаха: «Уровень и состояние физического развития многочисленных детских коллективов служит легко поддающимся объективному изучению и сопоставлению показателям здоровья детской популяции. В этом качестве обобщенные данные о состоянии физического развития детского населения, в известной степени являются предметом медицинской статистики, позволяющим прогнозировать развитие популяции, принимать те или иные решения на законодательном уровне».
Подходы к оценке физического развития детей и подростков постоянно совершенствуются и развиваются исходя из целей и задач исследований, обмена опытом и использования рекомендаций различных международных медицинских организаций.
Оценка показателей физического развития детей и подростков занимает прочные позиции в системе социально-гигиенического мониторинга, как в отношении жителей различных климато-геогра - фических регионов, так и детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях различного типа. По-прежнему, представляет интерес изучение физического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как именно на них оказывают влияние все современные неблагоприятные факторы.
До настоящего времени нет обобщающих публикаций о взаимосвязи физического развития и показателей, характеризующих состояние организма на донозологическом уровне.
Проведенные исследования позволили проанализировать изменения в процессах роста и развития детей и подростков мегаполиса Москвы в последние десятилетие, связь с состоянием здоровья и факторами среды обитания и условиями жизнедеятельности.