ГлавнаяЛитератураГигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. ШахбазянМетодика, организация и оценка результатов динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием детей и подростков

Методика, организация и оценка результатов динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием детей и подростков

Основной целью таких исследований как динамические наблюдения за детьми является точная оценка состояния их здоровья на протяжении длительного периода времени. в результате подобного рода наблюдений осуществляется наиболее качественная профилактика всевозможных заболеваний, чему способствуют регулярные отборочные пробы скрининг). Благодаря динамическим наблюдениям можно предотвратить множество детских заболеваний.

Динамические наблюдения за сдвигами в состоянии здоровья детей — одна из главных задач гигиены детей и подростков, поскольку на основании этих материалов разрабатываются необходимые мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление здоровья детей, и намечаются основные направления научных исследований. Под здоровьем понимают отсутствие у ребенка заболеваний, функциональных отклонений в организме, гармоническое физическое развитие и высокий уровень функций различных органов и систем.

О состоянии здоровья детей судят по показателям физического развития, заболеваемости, патологической пораженности и функционального состояния различных органов и систем, позволяющих выявить ранние, легко устранимые отклонения здоровья, так называемые преморбитные состояния — «группы риска». Изучение физического развития носит комплексный характер. При этом учитываются результаты осмотра (соматоскопия) и измерения тела (соматометрия), изучаются функциональные показатели (физиометрия), учитываются клинические данные, а также условия, в которых происходят рост и развитие ребенка.

При изучении физического развития детей и подростков широко используются антропометрические исследования, дающие возможность судить о процессе роста детей, а также функциональные показатели для оценки развития ребенка, его биологического возраста (костный возраст, стадия полового развития, сроки прорезывания и смены зубов).

Антропометрические исследования включают данные о росте, массе, окружности груди, мышечной силе, жизненной емкости легких, пропорциях тела, осмотра положения осей ног, осмотра и измерения свода стопы (подометрия, подография), учета двигательных функций. Для характеристики динамики развития детей раннего возраста наряду с физическим изучается и нейропсихическое развитие, в частности, развитие речевой функции.

При комплексной оценке состояния здоровья ребенка следует пользоваться классификацией, предложенной Институтом гигиены детей и подростков, согласно которой выделяют пять групп:

  1. 1 группа — здоровые дети, гармонически развиты, наклонности к заболеваниям, морфологические и функциональные отклонения в организме отсутствуют;
  2. 2 группа — дети практически здоровые, но имеющие те или иные морфологические или функциональные отклонения, не сказывающиеся на самочувствии и работоспособности учащихся. К этой группе относятся дети с плохим физическим развитием, часто болеющие острыми заболеваниями, с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности, с наклонностями к повышению или понижению артериального давления, с аденоидами I и II степени, с гипертрофией миндалин, миопией слабой степени, дальнозоркостью средней степени, косоглазием, с наличием невротических и астенических реакций, множественным нелеченным кариесом, сколиозом I степени, нарушениями осанки, незначительным снижением показателей гемоглобина;
  3. 3 группа — дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, не затрудняющими приспособление школьников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, ревматизм, рахит и т. д.);
  4. 4 группа — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, затрудняющими учебную и трудовую деятельность;
  5. 5 группа — дети-инвалиды с тяжелыми органическими и функциональными отклонениями (как правило, в массовой школе не встречаются).

При оценке сдвигов в состоянии здоровья коллектива следует сопоставить изменения в удельном весе каждой из групп: здоровья. При этом применяют либо индивидуализирующий метод (оценка сдвигов, у одних и тех же детей), либо генерализующий (изменение в удельном весе отдельных групп коллектива в целом). Использование этого метода на практике позволило сделать вывод об улучшении состояния здоровья школьников в период их. обучения в школе — количество детей, отнесенных к I группе здоровья, увеличилось с 31,7% у школьников младших классов до 43% (VIII—X), к Н-й группе — соответственно с 27,7% до 34,8%, а численность групп 3 и 4 сократилась с 37,4% до> 20,3% и с 3,2 до 1,9% в тех же возрастных, группах.

Физическое развитие детей и подростков

Физическое развитие ребенка — это комплекс морфофункциональных свойств организма, которые определяют его рост, формирование, работоспособность и биологический возраст.

Систематическое наблюдение и контроль - за состоянием физического развития детей и подростков имеют разностороннее значение — на основе данных динамических, наблюдений врач разрабатывает конкретные мероприятия по руководству воспитанием ребенка и учитывает их эффективность.

В результате статистического анализа данных о состоянии здоровья и физического развития подрастающего поколения, собранных одномоментно (генерализующий метод), периодически разрабатываются возрастно-половые «нормы» физического развития, используемые врачом детских. учреждений при индивидуальной оценке физического развития детей. Анализ данных динамического наблюдения за ходом физического развития (индивидуализирующий метод) позволяет сформулировать основные законы их роста и развития. Анализ сдвигов в физическом развитии позволяет проверить эффективность различных приемов воспитания и обучения детей и т. п.

Динамическим наблюдением за физическим развитием охватываются все без исключения возрастные периоды детства. Наблюдение осуществляется тем чаще, чем младше ребенок. Обычно соблюдается следующая периодичность:

  • в период новорожденности с интервалом 1 день;
  • в грудном возрасте с интервалом 1 мес. в преддошкольном возрасте с интервалом 3 мес.;
  • в дошкольном возрасте с интервалом 6 мес.;
  • в школьном возрасте с интервалом 1 год.

С целью установления уровня физического развития детей и подростков, а также его сдвигов периодически (1 раз в 5 лет) производят выборочное обследование численно достаточного (150—250 детей каждой возрастно-половой группы) контингента практически здоровых детей, находящихся примерно в одинаковых условиях жизни. Из антропометрических данных ограничиваются измерением роста, массы, окружности груди, роста сидя (у новорожденных, детей грудного и преддошкольного возраста измеряют окружность головы).

В результате вариационно-статистической обработки собранного материала устанавливают средние показатели — нормы физического развития каждой возрастно-половой группы.

Такие условные нормы физического развития детей и подростков разрабатываются для отдельных районов (зон), периодически пересматриваются и публикуются в «Материалах по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей». Эти нормы оформляются обычно в виде таблиц, которые называются нормативными, оценочными, стандартно-сигмальными.

Индивидуальная оценка физического развития имеет целью определить соответствие между биологическим и календарным возрастом ребенка, а также выявить особенности динамики развития. Она производится путем сравнивания величин каждого антропометрического признака у оцениваемого ребенка со средними показателями (М) — нормой. Полученную разницу (d) между данными ребенка и нормой, указанной в оценочной таблице, делят на среднее квадратическое отклонение (o) для данного признака и выражают в сигмальных единицах (d/o). Оценку найденных таким образом характера и степени отклонения величин каждого антропометрического признака от условной нормы производят, пользуясь, в зависимости от условий и задач исследования, одной из приведенных ниже шкал.

При оценке физического развития ребенка ведущее значение придают не только величине отдельных антропометрических признаков, но и гармоничности развития — правильному их соотношению. Для оценки гармоничности развития используют индивидуальный профиль физического развития — графическое изображение характера и степени отклонения показателей физического развития. Развитие считается гармоничным, если разница между признаками не более одной o.

Для комплексной индивидуальной оценки нескольких антропометрических признаков в их совокупности широко используют также оценочные таблицы, построенные с учетом корреляционной связи между длиной тела и каждым из прочих антропометрических признаков. Степень этой связи определяется коэффициентом регрессии (R), показывающим, насколько изменяется величина данного признака (масса, окружность груди) при изменении длины тела на 1 см. Такие таблицы называются оценочными таблицами по шкале регрессии.

Пользуясь коэффициентом регрессии, находят, какая масса и окружность груди должны быть у данного ребенка при его росте. Для того чтобы определить гармоничность развития, делят разницу между той массой (окружностью груди), которая у ребенка фактически имеется, с той, которая у него должна быть в соответствии с ростом, на oR — сигму коэффициента регрессии. Если полученная величина укладывается в пределы одной oR, ребенок развивается гармонично, если эта величина больше или меньше, развитие оценивается как дисгармоничное.

В настоящее время (Е. П. Стромская, В. Г. Властовский, Н. В. Кардашенко и др.) предложен метод оценки физического развития ребенка, позволяющий определить не только морфофункциональное состояние, но и уровень биологического развития. С этой целью в качестве показателя используются длина тела, величина ее годовых приростов, сроки смены молочных зубов на постоянные, степень полового созревания, оссификация кисти. Последние три показателя дают возможность оценивать уровень биологического развития ребенка. Физическое развитие оценивается по трехбалльной шкале с использованием сигмы коэффициента регрессии.

По уровню биологического развития выделяются также 3 группы:

  1. Соответствующая данному календарному возрасту.
  2. Опережающая календарный возраст.
  3. Отстающая от календарного возраста.

Роль и значение отдельных предложенных для оценки биологического возраста показателей меняются с возрастом — у младших школьников наиболее адекватными показателями являются длина тела и число постоянных зубов, в среднем и старшем возрасте — развитие вторичных половых признаков.

В течение последних 100—130 лет повсеместно отмечается ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующим им поколением. Это явление называют акцелерацией, как одно из проявлений эпохального сдвига в развитии, биоморфоза поколений.

Ряд научных исследований показывают, что акселерация проявляется во все периоды роста, начиная с внутриутробного (более крупные размеры тела новорожденных, учащение случаев родовых травм). Дети преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов стали выше и тяжелее, чем их ровесники за предшествующий период времени. Установлено, что на протяжении последних 30—40 лет через каждые 10 лет длина тела у школьников увеличивается на 2,7 см, масса — на 2,3 кг. Сдвигается на более ранний возраст наступление менструации (в течение 10 лет на 4—6 мес.). «Молодеют» близорукость, юношеская гипертония. По результатам ряда исследований повышаются возрастные двигательные возможности детей, их умственная работоспособность. «Молодеют» спортивные рекорды. Более рано заканчивается рост в длину: если в конце прошлого века рост прекращался в 26 лет, то сейчас дефинитивные размеры тела достигаются у девушек в 16—17 лет, у юношей в 18—19 лет.

Указанные сдвиги наблюдаются на фоне увеличения размеров тела у взрослого населения (у мужчин длина тела увеличилась на 9,5, у женщин — на 6,5 см). Одновременно установлено удлинение детородного периода (более позднее, на 8—10 лет, наступление менопаузы у женщин). Так, по данным П. А. Никитюка, у женщин Москвы в 1973 г. менопауза наступала в. 50 лет 8 мес., в начале века — в 42 года. Наблюдается более позднее (на 8—10 лет) появление старческой пресбиопии.

Учеными выдвинуто свыше 50 гипотез для объяснения акцелерации: космическая, гелиогенная, алиментарная, урбанизационная, генетическая и другие. Однако строгий научный анализ показал, что ни одна из них в отдельности не может объяснить феномен акцелерации, который, как полагают многие, связан с воздействием комплекса сложных биосоциальных явлений.

Решение этого вопроса, очевидно, дело будущего, но проблема акцелерации выдвинула ряд практических вопросов воспитания подрастающего поколения: совершенствование медицинского контроля за динамикой состояния здоровья, физического и психического развития детей и подростков, за их физическим воспитанием, в особенности в период полового созревания, нормирование нагрузки на организм в связи с биологическим, а не только календарным возрастом, ряд вопросов общей, спортивной и сексуальной педагогики, пересмотр стандартов на мебель, одежду для детей и подростков и т. д.



Пред. статья След. статья