ГлавнаяЛитератураГигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. ШахбазянГигиенические требования к мебели и оборудованию

Гигиенические требования к мебели и оборудованию

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1) основная или рабочая мебель (манежи, каталки, барьеры, столы, стулья, школьные парты, классные доски, верстаки, станки); 2) подсобная мебель: шкафы, буфеты, вешалки, стол аквариума, ящик для игрового песка и т. п.; 3) мебель для сна и отдыха — кровати, лежаки и т. п.

Мебель детских и подростковых учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей, должна быть легко доступной для очистки и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами. Ее конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе пользования. Детские кровати с целью обеспечения удобного положения тела во время сна должны иметь размеры, соответствующие габаритам тела ребенка:

в возрасте до трех лет — 120х60х50 см с ограждением и переменной высотой ложа, для детей от трех до семи лет — 140х60х30 см.

Высота стула в дошкольных учреждениях должна соответствовать длине голени ребенка вместе с обувью, высота стола — сумме длины голени и предплечья над сидением. В этом случае ребенок при положенных на стол предплечьях не приподнимает плечи и не сгибается.

В 1973 г. впервые утвержден ГОСТ 193013—73 на дошкольную мебель. В соответствии с ГОСТом принято 6 номеров мебели для дошкольных учреждений: для детей, имеющих рост до 80 см, от 80 до 90 см, 90—100, 100—115, 115—130 и выше 130 см. Для определения номера мебели, нужного ребенку, и соответствия мебели ГОСТу пользуются меблеизмерителем, на одной грани которого наносят высоту сидения, на второй — высоту стола, на третьей — ростовые интервалы. Для того чтобы ребенок пользовался стулом, соответствующим его росту, на спинку стула целесообразно наклеивать, картинку, аналогичную той, по которой ребенок различает свое полотенце на вешалке, шкаф для пальто и т. д. В групповой грудных детей яслей должны быть пеленальный стол, умывальник, вешалка для индивидуальных полотенец, исключающих соприкосновение одного полотенца с другим, бак для грязного белья, стеллаж для хранения индивидуальных горшков, шкаф для хранения уборочного инвентаря, манежи, манеж с горкой. В групповой ячейке детей двух-трех лет и дошкольных групп необходимы столы и стулья, не менее двух смежных номеров, шкафы для хранения игрушек, стол для аквариума, индивидуальные шкафы в раздевальне.

Физиологическая характеристика и оценка положения сидя ребенка

Положение сидя с физиологической точки зрения является своеобразным видом статической работы. Специально проведенные исследования показали, что сложившееся представление о правильной посадке ребенка, при которой положение туловища приближается к вертикальному, является ошибочным. При такой позе наблюдается большой диапазон колебаний центра тяжести, увеличивается расстояние о г глаз до рабочей поверхности (до 48 см), чтение и письмо при ней затруднено.

Научно обосновано, что во время письма и чтения наиболее целесообразна поза с легким наклоном вперед (угол между грудной и поясничной областью около 170°). При такой позе амплитуда колебания центра тяжести незначительна. Наиболее утомительна и мало устойчива поза с большим наклоном вперед (угол наклона груди 145°). При этом расстояние от глаз до рабочей поверхности сокращается до 27—28 см, что способствует развитию близорукости, отмечается значительное напряжение мышц спины.

При объяснениях, не требующих записей, возможна «задняя поза», когда учащийся сидит, откинувшись на спинку сидения. Ноги во время сидения за партой должны опираться на пол или подножку, голени занимать вертикальное положение.


Пред. статья След. статья