Главная | Литература | Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян | Гигиенические требования к школьной парте и рассаживанию учащихся за партой |
Гигиенические требования к школьной парте и рассаживанию учащихся за партой
Школьная парта должна обеспечить возможность правильной позы. Нецелесообразное устройство парты может повлечь за собой болезненные изменения в костях детей и вызвать нарушение осанки. Расположение и профиль спинки скамьи должны соответствовать грудному и поясничному изгибу позвоночного столба. Профиль сидения — форме бедер и ягодиц. Необходимо, чтобы конструкция парты обеспечивала правильное взаиморасположение стола и сидения парты в горизонтальной плоскости (сидение должно заходить за плоскость стола), а также наклон крышки стола 15° по направлению ( к сидящему за партой. Высота сидения над полом должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1—2 см на высоту каблука, ширина скамьи или глубина сидения равняется 2/3—3/4 длины бедра.
Разность между высотой над уровнем пола заднего (обращенного к ученику) края крышки стола и сидения называется дифференцией. Она характеризует взаимное расположение стола и скамьи в вертикальной плоскости. Расстояние между передним (обращенным к столу) краем сидения и проекции заднего края крышки стола на плоскость сидения называется дистанцией. Последняя характеризует взаимное расположение стола и скамьи в горизонтальной плоскости. Размер дифференции должен равняться разности высот стула и локтя свободно опущенной руки сидящего с прибавлением 5—6 см. Высота сидения должна соответствовать длине голени с прибавлением 2 см.
Что касается дистанции, то она может быть нулевой, когда передний край сидения и проекция края крышки стола на плоскость сидения совпадают друг £ другом, положительной, когда задний край крышки стола проецируется на продолжение плоскости сидения, и отрицательной, когда проекция заднего края крышки стола находится в границах сидения. В этом случае крышка стола как бы нависает над сидением. Только отрицательная дистанция побуждает сидящего за партой к правильной посадке с опорой на спинку и исключает необходимость значительного наклона туловища вперед. Напротив, парта с положительной дистанцией вынуждает учащегося тянуться к столу, наклонять над ним голову и туловище, опираться не позвоночным столбом на спинку, а предплечьем на крышку стола. Наблюдения показали, что наилучшие условия посадки создаются в том случае, если дистанция равняется 3—5 см. В СССР, согласно ГОСТ 5994-72, принят тип двухместной деревянной парты, разработанный Ф. Ф. Эрисманом, и парты на металлической основе с переменной дифференцией, а также одноместной парты из дерева, тоже на металлическом основании.
Основные гигиенические преимущества одноместной парты состоят в том, что она облегчает подбор каждому учащемуся парты необходимого номера и уборку классной комнаты; такую парту легко внедрить в домашний быт. Одноместные парты используются в специальных школах - интернатах (для умственно отсталых детей, для детей с расстройством зрения и нарушениями психики). Основным гигиеническим преимуществом парт на металлическом основании является наличие двойной спинки сидения, что дает большую опору для туловища. Приемлема в гигиеническом отношении парта с переменной дифференцией, так как она дает возможность пользоваться одной партой учащимся разного роста, что особенно важно при кабинетном методе обучения.
Практика работы школы выдвинула вопрос о целесообразности оборудования классных помещений ученическими столами и стульями взамен парт. Специальные гигиенические исследования Института возрастной физиологии детей и подростков АПН СССР показали, что постоянное использование школьниками начальных классов столов и стульев не ухудшает (по сравнению со школьными партами) работоспособности и осанки учащихся при условии, что учитель обращает внимание на соблюдение ими отрицательной дистанции.
Требования, которым должны удовлетворять школьные парты, регламентированы в СССР специальными Государственными общесоюзными стандартами «Школьные парты» (только для 1—4 классов) и «Ученические столы и стулья» (для учащихся 5—10 классов). Эти стандарты периодически пересматриваются. ГОСТ издания 1977 г. базируется на материале обширных исследований учащихся 7—17-летнего возраста, при которых использовались антропометрические измерения и фотогониометрические, тензографические и электромиографические наблюдения позы школьников во время письма, чтения, рисования.
Эти исследования установили необходимые размёры основных элементов парты, стола, стула, которые, как оказалось, могут быть одинаковыми для школьников, отличающихся ростом до 15 см (до 130 см, 130—145 см, 145—160 см, 160—175 см и выше 175 см). Выделено 5 размеров парт (А, Б, В, Г, Д) соответственно вышеуказанным ростовым группам.
Поверхность крышки парты должна быть матовой, ее окраска имеет коэффициент отражения 35—55%, чему соответствуют различные оттенки зеленого цвета.
Рассаживание по партам производится соответственно росту учащихся. Для этой цели могут использоваться специальные партоизмерители.