Главная | Литература | Коммунальная гигиена: Учебник, Гончарук Е. И | Общие основы и гигиенические принципы планировки населенных мест. Районная планировка и ее гигиеническое значение |
Общие основы и гигиенические принципы планировки населенных мест. Районная планировка и ее гигиеническое значение
При проектировании населенных мест следует учитывать законы страны и региональные программы по разрешению наиболее важных социальных, архитектурных, экономических, экологических и гигиенических проблем.
Городские и сельские поселения необходимо проектировать как элементы единой системы расселения страны с учетом территориально-административного деления, социально-экономического и природного градостроительного районирования.
Строительство или реконструкцию населенных мест осуществляют на основании региональных планов развития и размещения продуктивных сил и схем расселения, проектов районной планировки, генеральных планов городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Учитывают также территориальные комплексные схемы охраны природы и другие документы, которые всесторонне отражают современное состояние и перспективу развития того или иного населенного пункта, промышленной агломерации или экономического региона.
Обычно региональные планы развития системы расселения ориентируются на уже сложившуюся сеть городских и сельских поселений. К ним относятся как существующие промышленные агломерации, так и формирующиеся. Значительно реже возникает необходимость в проектировании новых поселений, предусмотренных в связи с расположением промышленных предприятий, разработкой полезных ископаемых или же вследствие отселения населения из существующих или потенциальных зон катастрофы, экологического бедствия и др.
Реконструкцию населенных мест, строительство новых городов и поселков осуществляют в соответствии с генеральными планами и проектами застройки. Их разрабатывают проектные организации при участии специалистов разного профиля (архитекторов, экономистов, социологов, экологов, инженеров, гигиенистов и др.).
Основными принципами генерального плана являются определение перспектив развития экономической базы и расчет численности населения, планирование взаимосвязанной и комплексной структуры всех функциональных элементов, инженерного оборудования и благоустройства, озеленение территории, чередование городского строительства.
Выбору территории для поселения предшествуют углубленное изучение и анализ местных природных и экологических условий и эпидемиологической ситуации, сравнение технико-экономических, архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических показателей мест перспективной застройки.
Обязательными являются разработки прогноза развития городов и поселков, их социально-экономической базы, всесторонний учет градообразующих факторов, определение перспективной численности населения. Градообразующими факторами считают те хозяйственные элементы, которые непосредственно обусловливают развитие существующих или строительство новых городов и поселков. Это промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты внешнего транспорта, склады и базы материально-технического снабжения, строительно-монтажные организации, административные, научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения и др.
Все население города или поселка, в зависимости от участия в общественном производстве и характера трудовой деятельности, складывается из следующих групп:
1 ) основной, или градообразующей, группы, состоящей из работающих на градообразующих предприятиях и в учреждениях;
2) обслуживающей группы, занятой в коммунальном хозяйстве, торговле, общественном питании, здравоохранении, образовании, культурно-бытовых и других предприятиях местного значения;
3) несамодеятельной группы, в которую входят дети дошкольного и школьного возраста, не работающие пенсионеры, инвалиды, лица, занятые в домашнем хозяйстве, студенты дневных отделений вузов, техникумов, колледжей и пр.
Проектируемую численность населения городов и сел рассчитывают, исходя из численности градообразующей группы. Для новых городов и сел численность градообразующей группы принимается на первую очередь строительства не менее 40% и на расчетный период— не более 35% от проектной численности населения. При реконструкции населенных пунктов численность этой группы зависит от народнохозяйственного профиля, возрастной структуры населения, его профессиональной занятости, уровня обслуживания и других местных особенностей. Ее рассчитывают по методу трудового баланса по формуле:
H = 100А/(Т - а-В-П + т-Б),
где H — перспективное количество населения; А — абсолютная численность градообразующей группы; Т — численность трудоспособного населения (%); а — численность населения трудоспособного возраста, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве (%); В — численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства; m — численность работающих пенсионеров (%); П — численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста (%); Б — численность обслуживающей группы населения (%).
Расчет перспективной численности населения города или поселка имеет большое гигиеническое значение, так как на его основе определяют необходимые для развития населенного пункта размеры жилой территории, рассчитывают количество воды для хозяйственно-питьевых целей, объем жилищного и культурно-бытового строительства, определяют достаточность обеспечения лечебно-профилактическими учреждениями и др.
При определении перспектив развития населенных пунктов, в том числе и расчета численности населения, учитывают, к какой группе населенных местони относятся. В соответствии с Государственными строительными нормами и правилами по планировке и застройке городских и сельских поселений города, поселки и сельские населенные пункты подразделяются на группы, исходя из проектной численности жителей (табл. 137).
Широкий перечень задач, освещаемый в генеральном плане населенных мест, свидетельствует о большом гигиеническом значении такого плана как главного градостроительного документа. Поэтому крайне необходимо придерживаться регламента его разработки и согласования. Важное место при этом имеют тщательная оценка решений, касающихся условий жизни населения и охраны окружающей среды, выполнения гигиенических норм и санитарных требований к планировке и благоустройству населенных мест.
Гигиенические нормативы и санитарные требования, учитываемые при планировке населенных мест, касаются таких основных вопросов, как выбор территории для развития существующих и строительства новых городов и поселков; функциональное зонирование и организация территории жилых районов и микрорайонов, промышленной и коммунально-складской зоны; создание санитарно-защитных зон; устройство централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения; санитарная очистка территории; охрана окружающей среды; создание сети культурно-бытовых и лечебно-профилактических учреждений; инженерное благоустройство и озеленение.
Таким образом, планировка и застройка населенных мест предусматривают комплексное решение социально-экономических, архитектурно-строительных, инженерно-технических и взаимосвязанных санитарно-гигиенических заданий, целью которых является обеспечение здоровых условий для жизни населения.
Перспективное планирование развития и размещения производительных сил позволяет научно обосновать прогнозы развития не только отдельных городов и поселков, но и группы взаимозависимых населенных мест, так называемых групповых систем расселения. Эти планы воплощают в жизнь при реализации проектов районной планировки, которые составляются для территории экономических регионов или административных районов, а также территориально-производственных комплексов (ТПК).
Районная планировка — это комплекс взаимосвязанных социально-экономических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и архитектурно-планировочных мероприятий, обеспечивающих наиболее целесообразное расселение населения и размещение на территории всех отраслей народно-** го хозяйства в целях комплексного развития производительных сил, эффективного использования природных и других ресурсов, создания благоприятных условий для производительного труда, быта, отдыха, всестороннего развития личности, оздоровления условий жизни населения, развития спорта и туризма и охраны окружающей природной среды.
Наиболее важные задачи районной планировки — улучшение и оздоровление условий жизни населения. Решению этих задач способствуют: рациональное расположение предприятий и других объектов, которые могут быть источниками неблагоприятного влияния на условия жизни и здоровье населения; развитие городов и поселков на наиболее благоприятных территориях; инже - - нерное оборудование, благоустройство, обводнение и озеленение; создание " системы обслуживания населения и организация отдыха.
Работы по районной планировке выполняют проектные институты в соответствии с Государственными строительными нормами и правилами по планировке и застройке городских и сельских поселений. Согласно "Положению о государственном санитарном надзоре" проекты районной планировки должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы, что позволяет предусмотреть комплекс мероприятий по оздоровлению условий жизни населения на территории района.
К этим мероприятиям относятся:
• функциональное зонирование территории района с учетом комплексной характеристики природно-климатических условий и состояния окружающей среды;
• мелиорация территории, осушение или обводнение района;
• выбор площадей для застройки новых и расширения существующих промышленных, сельскохозяйственных и аграрно-промышленных комплексов или отдельных предприятий с учетом санитарно-гигиенических требований;
• охрана и улучшение окружающей среды в городах, поселках и сельских населенных пунктах;
• разработка прогноза развития существующих городов и строительства новых;
• развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения отдельных городов и поселков, а также групповых систем водоснабжения и канализации (для групп предприятий, населенных мест);
• развитие существующих и строительство новых объектов и баз для кратковременного и длительного отдыха населения;
• разработка прогноза развития санаторно-курортных учреждений, определение границ округов и зон санитарной охраны курортов.
Функциональное зонирование территории района проводят в целях наиболее рационального распределения территории для промышленного и сельскохозяйственного строительства, развития населенных пунктов, организации зон отдыха и выделения охраняемых участков ландшафта. Такое зонирование выполняют на основании характеристики и оценки природно-климатических условий, анализа социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов. Результаты оценки зонирования обычно представляются в виде серии схем по отдельным факторам (пофакторная оценка) и комплексной схемы оценки территории.
В проектах районной планировки выделяют следующие типы функциональных зон:
1 ) перспективного городского строительства;
2) ограниченного развития городских поселений;
3) преимущественного развития сельского хозяйства;
4) массового отдыха (рекреационная); 5)санаторно-курортная.
Для каждой функциональной зоны устанавливают определенный режим использования территории, который нужно соблюдать как при проектировании, так и реализации предложений.
В зонах интенсивного хозяйственного освоения предусматривают развитие существующих промышленных производств и городских поселений, а также выделяют резервные территории для промышленного и гражданского строительства. Здесь же размещают наиболее важные транспортные и коммунально-складские сооружения, объекты интенсивного пригородного сельского хозяйства. Одновременно эти зоны должны включать и большие площади озеленения, которые можно использовать как загородные парки, лесо - и лугопарки, санитарно-защитные и водоохранные зоны.
Режим использования территории, установленный в зонах ограниченного развития городских поселений, предусматривает прекращение нового промышленного строительства, вынос части производства за границы зоны, а также проведение ряда мероприятий по реконструкции населенных мест и оздоровлению окружающей среды.
Режим использования территории в зонах преимущественного развития сельского хозяйства не должен обусловливать значительное отчуждение сельскохозяйственных земель, а также загрязнение почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов.
В рекреационных зонах режим использования территории предусматривает развитие разных видов загородного отдыха и туризма, проведения лесонасаждений. Здесь должно быть ограничено городское строительство. Не допускаются применение в сельском хозяйстве пестицидов и гербицидов, развитие отдельных видов животноводства и осуществление мелиоративных работ, которые могут нарушить экологическое равновесие и эстетичный вид природного ландшафта.
Наиболее строгий режим использования территории должен устанавливаться в санаторно-курортных зонах. В последних запрещено сооружение новых и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, непосредственно не предназначенных для удовлетворения нужд населения и отдыхающих.
В проекте районной планировки даются предложения по развитию существующих и строительству новых городов и поселений, прогноз развития отдельных населенных мест и групповой системы расселения.
Гигиеническая оценка этих предложений должна проводиться с учетом требований по ограничению роста больших городов и мегаполисов, развития небольших и средних, укрупнения сельских населенных пунктов. Важно также оценить санитарно-гигиенические условия развития населенных мест: наличие резервных территорий, возможность обеспечения водой для хозяйственно-питьевых и производственных нужд, выполнение мероприятий по охране и улучшению окружающей среды.
Расположение новых и развитие существующих городов и поселков должны осуществляться комплексно для группы взаимозависимых городов и других населенных мест в целях создания систем расселения, основанных на хозяйственных связях. В этих системах расселения необходимо предусматривать комплексные мероприятия по охране и улучшению природной среды, общие инженерно-технические сооружения, научно-культурные центры, места отдыха и туризма (рекреационные зоны).
В проекте районной планировки должны быть предусмотрены мероприятия по охране и улучшению окружающей среды в городах, поселках и сельских населенных пунктах района. Эти мероприятия разрабатывают на основании характеристики и оценки современного состояния окружающей среды, перспектив развития существующих предприятий и сооружений и строительства новых, которые могут неблагоприятно влиять на условия жизни и здоровье населения.
Давая гигиеническую оценку размещения новых и развития существующих промышленных и сельскохозяйственных объектов, врач-гигиенист должен учитывать требования, выполнение которых позволит уменьшить неблагоприятное влияние этих объектов:
• равномерное размещение предприятий на территории зон интенсивного хозяйственного освоения;
• тщательную и полную оценку фонового состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов и почвы) и прогнозных расчетов, характеризующих изменения, связанные со строительством новых или расширением существующих предприятий. Реальность и эффективность предусмотренных мероприятий по снижению концентрации вредных веществ в окружающей среде, а также уменьшению уровней шума, вибрации и плотности потока электромагнитной энергии;
• наличие резервных площадей, необходимых для развития промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организации санитарно-защит-ных зон;
• возможность обеспечения предприятий района водой без ущерба для других потребителей;
• возможность выполнения условий отведения сточных вод в водные объекты;
• наличие предложений по комплексной переработке и использованию сырья и отходов;
• эффективность и реальность мероприятий по защите населения района от шума мощных источников (аэродромы, моториспытательные стенды и т. д.).
Необходимо также иметь в виду, что выбор участков для строительства предприятий должен проводиться в соответствии со схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и производительных сил на территории района.
В проекте районной планировки значительное место занимает организация мест массового отдыха населения и лечебно-оздоровительных учреждений. Поэтому врач-гигиенист должен дать гигиеническую оценку предложений по развитию существующих и строительству новых учреждений и баз для кратковременного и длительного отдыха населения.
Территория для организации мест массового отдыха населения (рекреационная зона) должна иметь благоприятные природные и санитарно-гигиенические условия, т. е. располагаться в живописных местах, вдали от источников загрязнения и иметь удобные транспортные связи с населенными пунктами.
Режим использования территории рекреационных зон допускает развитие разных видов загородного отдыха и туризма (лесопарки, спортивные и загородные базы, пляжи, водные станции, рыболовные базы) ограничение городского строительства. На этих территориях должны проводиться работы по восстановлению природных ресурсов, рекультивации участков, поврежденных в процессе народнохозяйственной деятельности, сохранению и восстановлению лесов, других видов растительности, укреплению оврагов, берегов водоемов.
Предусмотрены также мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, регулированию и расчистке рек и водоемов, созданию систем упорядоченных прудов и водоемов.
Оценивая режим использования территории рекреационной зоны, необходимо обращать внимание на принятые в проекте нормативы величины рекреационных территорий и расчеты вместимости разных мест отдыха и туризма.
Для мест длительного отдыха (дома отдыха, пансионаты, летние городки, кемпинги, туристические базы и детские оздоровительные лагеря) должны быть предусмотрены большие площади и оптимальные природные условия. Эти учреждения обычно располагаются в пригородных зонах или на участках, непосредственно предназначенных для этого в зонах отдыха, на участках с красивым ландшафтом.
Если на территории района имеются ценные природно-климатические, гидроминеральные или другие лечебные факторы, в проекте районной планировки выделяют зоны санаторно-курортного строительства. В соответствии с "Инструкцией по планировке и застройке курортов и зон отдыха" целесообразно строить санаторно-курортные учреждения, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха преимущественно большими комплексами. Для таких комплексов разрабатывают проекты планировки курортных районов.
Для планировки курортных районов существенное значение имеют: медицинское зонирование территории и создание зон санитарной охраны курорта; взаиморасположение лечебно-оздоровительных, жилых, культурно-бытовых и производственных зданий и сооружений; организация водоснабжения, канализации и санитарной очистки территории. Медицинское зонирование является основой планировки курортного района, так как оно определяет границы сана-тарно-курортных территорий в зависимости от характера лечебных факторов (профиль и объем курортных комплексов и всего курортного района; оптимальное размещение каждой группы учреждений).
В условиях районной планировки можно наиболее рационально решать вопросы организации хозяйственно-питьевого водоснабжения, создания групповых систем водоснабжения, охраны водоемов от загрязнения. Поэтому важно обосновать гигиенические требования к перспективам развития водоснабжения района в целом, санитарной оценке существующих и перспективных условий водоснабжения населенных мест или промышленных предприятий. Значительное место в районной планировке следует отводить вопросам водоотведения населенных пунктов и очистке сточных вод, исходя из местной санитарной ситуации. При этом важными являются строительство групповых систем канализации, использование очищенных сточных вод для орошения сельскохозяйственных угодий.
Обязательным разделом районной планировки является организация санитарной очистки с учетом наиболее рациональных и эффективных методов обезвреживания и утилизации бытовых и промышленных отходов, согласно санитарной ситуации и перспективам развития района.
Таким образом, комплексное и рациональное решение разнообразных архитектурно-планировочных, инженерно-строительных, эколого-гигиенических проблем при разработке проектов районной планировки и на их основе дальнейшей разработки генеральных планов строительства населенных мест или проектов детальной планировки застройки и благоустройства жилых, промышленных районов при соблюдении гигиенических требований позволит обеспечить наиболее благоприятные условия жизни населения.