Главная | Литература | Коммунальная гигиена: Учебник, Гончарук Е. И | Планировочные мероприятия по санитарной охране почвы |
Планировочные мероприятия по санитарной охране почвы
Планировочные мероприятия по санитарной охране почвы. Основным вопросом, который решают с помощью планировочных мероприятий по санитарной охране почвы, является правильность отведения земельного участка для строительства сооружений по утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов с учетом возможности создания вокруг них СЗЗ.
Научное обоснование размеров СЗЗ вокруг таких объектов основано на экспериментально установленной максимальной дальности распространения от источников сосредоточенного загрязнения почвы химических, физических, биологических загрязнителей по воздуху, подземным водам или с поверхностным стоком. Размеры СЗЗ для некоторых источников сосредоточенного загрязнения почвы приведены в табл. 54. При осуществлении планировочных мероприятий по санитарной охране почвы большое значение имеет правильное зонирование территорий по обезвреживанию и утилизации отходов, правильная организация подъездов для мусоровозов и т. д.
Законодательные, организационные и административные мероприятия. Среди этих групп мероприятий наиболее важными являются разработка и внедрение законодательных актов национального и международного уровней, направленных на регулирование процессов образования и обезвреживания отходов, взаимодействие государственных и частных коммерческих структур, производств, отдельных граждан в области хранения отходов. Проблема утилизации отходов является актуальной для всех индустриальных стран мира. Примером международного сотрудничества в этой области является проведение Международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1995 г., на которой была принята 21-я резолюция. В этом документе разработаны общие подходы разных стран к проблеме обращения с отходами, направленные на изменение мировоззрения граждан, общественно-социальная деятельность которых является основным фактором образования отходов. Распространение принципа "NIMBY" (not in my backyard) — "только не на моем дворе", достаточно усложнило поиски новых мест для обустройства свалок и других объектов для захоронения и переработки отходов. В 1995 г. Европейский Союз утвердил "принцип близости", согласно которому отходы следует перерабатывать как можно ближе к месту их образования. Отходы не могут быть предметом экспорта в страны, где их переработка обходится дешевле или действуют менее жесткие требования к защите окружающей среды.
Направление действий международного сообщества по положениям 21-й резолюции в сфере управления отходами можно изложить следующими тезисами:
1. Сокращение количества отходов:
• сокращение или стабилизация количества отходов, подлежащих депонированию;
• внедрение производителями обязательного контроля за качественным составом отходов и их количеством;
• внедрение мероприятий по сокращению токсических и потенциально опасных для окружающей среды отходов;
• разработка государственных планов снижения количества отходов.
2. Развитие безопасных для окружающей среды технологий вторичного использования и утилизации отходов:
• усиление государственных систем вторичного использования и утилизации отходов;
• доступ к достоверной информации;
• поощрение вторичного использования и утилизации отходов;
• разработка государственных планов вторичного использования отходов;
• выполнение программы информирования общественности по проблеме.
3. Стимулирование безопасного для окружающей среды депонирования отходов:
• разработка государственных планов управления отходами;
• поощрение переработки отходов в пределах каждой страны;
• депонирование отходов по принципу "производитель отходов платит".
Таким образом, под законодательными мероприятиями в области санитарной охраны почвы следует понимать систему юридически закрепленных документами мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения почвы, обеспечения рационального использования земельных ресурсов в интересах сохранения и укрепления здоровья населения. В законодательных документах определены обязанности и права предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан относительно санитарной охраны почвы.