Физиолого-гигиенические основы организации питания

Аппетит. Работа органов пищеварения в значительной мере зависит от желания есть, иными словами, от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы. Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм. Как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок, в результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается.

Обстановка во время еды. Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, ожидание пищи и т. д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб, – все это легко может затормозить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Составление меню. Меню составляют совместно с представителем медицинского персонала на неделю, подбирая пищевые продукты для детей каждой возрастной группы в соответствии с потребностями организма, пользуясь таблицами состава и калорийности продуктов. Организация питания. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те дети, которые едят медленно. Чтобы приучить ребенка к блюду, от которого он отказывается, следует давать эту пищу небольшими порциями и сажать ребенка с детьми, которые едят ее с удовольствием.

Привитие гигиенических навыков при приеме пищи. Детей учат мыть руки перед приемом пищи, правильно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, не класть их на стол, правильно пользоваться приборами, держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Следует приучать детей вытирать рот салфеткой не только тогда, когда они закончили есть, но и в процессе еды. Для этого младшим детям перед едой надевают нагрудники, для старших ставят па стол стакан с бумажными салфетками. Все дети старше трех лет после еды должны уметь прополоскать рот теплой водой.


Пред. статья След. статья