Главная | Литература | Основы гигиены и педиатрия детей дошкольного возраста: Шпаргалки | Особенности адаптации детей к условиям дошкольного учреждения |
Особенности адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи.
Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационногосиндрома,который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка. Термин «адаптация» означает приспособление.
В связи с возрастными особенностями ВНД детей приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.
Весь период привыкания можно разбить на три этапа
Острый период,или период дезадаптации, – в это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.
Подострый период, или собственно адаптация, – в это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит; более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность.
Период компенсации, или адаптированности к новым условиям, – все перечисленные показатели нормализуются, т. е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его.
По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.
Легкая адаптация.Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает.
Адаптация средней тяжести.Все нарушения в поведении более длительны. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.
Тяжелая адаптация.Характеризуется значительной длительностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах. При первом вариантеребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития. Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до 1,5 лет жизни, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.
Иногда развивается второй варианттяжелой адаптации детей, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается.