ГлавнаяЛитератураУчебник гигиены: Габович Рафаил ДавидовичАнатомофизиологические особенности и этапы развития ребенка ясельного возраста

Анатомофизиологические особенности и этапы развития ребенка ясельного возраста

Первый год жизни характеризуется очень быстрым ростом тела и развитием организма. В организме новорожденного лишь начинают развиваться приспособительные механизмы к новой для него внешней среде, вследствие чего он отличается несовершенством своих защитных реакций в отношении микроклиматических и других воздействий. Имен

но в этот период до одной трети детей царской России умирало от различных заболеваний. В Советском Союзе в результате осуществления широких мероприятий по охране здоровья матери и ребенка смертность детей грудного возраста и продолжает неуклонно снижаться.

Несоблюдение гигиенически требований в этом возрасте может привести к задержке развития детей, рахиту, желудочно-кишечным заболеваниям, к катарам дыхательных путей, пневмониям, заболеваниям среднего уха. Инфекционные детские болезни, как корь или скарлатина, в грудном возрасте встречаются относительно редко. Это объясняется тем, что ребенок вместе с молоком матери получает иммунные тела, обеспечивающие относительную (невосприимчивость к этим болезням.

Детей грудного возраста необходимо тщательно оберегать от неблагоприятно действующих факторов и изолировать от возможных носителей заразы. Пребывание в условиях открытой атмосферы, в летнее время на рассеянном солнечном свету, достаточный сон, уход за кожей тела и хорошее питание обеспечивают нормальное развитие ребенка. Прикармливая ребенка, особое внимание следует обращать на качество пищевых продуктов и воды. Уже в этот период жизни необходимо начинать закаливание организма, используя для этого воздушные и водяные ванны, а. также сон на открытом воздухе. С конца первого месяца жизни обязательным элементом распорядка дня должна стать гимнастика в сочетании с массажем. Она улучшает процессы развития ребенка. Для предупреждения заболеваний проводят иммунизацию против оспы, дифтерии и туберкулеза.

Со второго года жизни ребенок начинает ходить и бегать. Двигательные функции стимулируют физическое и психическое развитие детей. Развивается речь. Пассивный материнский иммунитет грудного возраста теряется, но благодаря развитию функций центральной нервной системы усиливаются защитные механизмы в отношении изменчивых условий внешней среды. Совершенствуется функция терморегуляции. Заканчивается прорезывание молочных зубов и продолжаются процессы окостенения скелета. Несоблюдение гигиенических условий в этот период ведет к задержке развития ребенка, к заражению детскими инфекционными заболеваниями с воздушно-капельным механизмом передачи, туберкулезом, кишечными инфекциями, к глистным инвазиям и различного рода травмам.

Детям ясельного возраста необходимо не менее 4—5 часов в день находиться на открытом воздухе. Питание должно быть полноценным, а для этого необходимо, чтобы пища содержала возможно больший ассортимент пищевых продуктов, к которым постепенно приучают детей. Со второго года переходят на четырехразовое питание. Слабость ферментативной и моторной деятельности пищеварительного тракта требует, чтобы пищевые продукты были безукоризненного качества и подвергались хорошей механической обработке с целью измельчения. С 2 лет начинают уход за зубами. Основными видами физического воспитания в этот период являются вольные движения с особым фиксированием внимания на развитии носового дыхании, игры, прогулки, сон на открытом воздухе. В отношении предупреждения инфекционных заболеваний большое значение имеет: 1) групповая и индивидуальная изоляция детей, посещающих детские учреждения, 2) сани тарное содержание и воздушный режим в их учреждениях, 3) иммунизация, в том числе ревакцинация, 4) своевременное выявление и изоляция больных и бациллоносителей из числа детей и персонала.


Пред. статья След. статья