ГлавнаяЛитератураУчебник гигиены: Габович Рафаил ДавидовичГигиенические требования к устройству, оборудованию и санитарному содержанию детских садиков и детские яслей

Гигиенические требования к устройству, оборудованию и санитарному содержанию детских садиков и детские яслей

Детские сады и ясли располагают вблизи местожительства детей или места работы родителей. В последнем случае, выбирая участок, необходимо предусмотреть, чтобы производство, на котором работают родители, не могло отрицательно сказаться на обстановке, окружающей детей. Как правило, детские учреждения размещают в отдельных зданиях, сооруженных по специальным проектам.

Кроме того, их можно размещать в двух первых этажах жилых зданий при условии полной изоляции от жилых помещений и наличии отдельного входа. Во всех случаях при детских учреждениях должен быть земельный участок для пребывания детей на открытом воздухе. Желательно, чтобы площадь участка была не менее 40 м2 на одного ребенка.

Основным принципом внутренней планировки дошкольных учреждений является групповая изоляция. В группу входит в среднем 25 детей. Каждая возрастная группа детского сада должна иметь отдельную детскую групповую комнату и комплекс вспомогательных помещений, состоящий из детской уборной с умывальником, помещения для хранения складных кроватей и раздевальни, изолированных от такого же комплекса помещений других групп (рис. 140).

В состав помещений каждой группы детских яслей (рис. 141) входят две детские комнаты для старшей и младшей подгрупп, фильтрраздевальня, приемная, бокс для изоляции и туалетная. Часть уборной с унитазом и раковиной для мытья горшков отделяют перегородкой от остальной части уборной. Общие помещения те же, что и в детском саду.

Основная детская групповая комната дошкольных учреждений предназначается для свободных и организованных занятий детей, для приема пищи и сна (в тех случаях, когда нельзя использовать веранду). Площадь ее установлена из расчета 2,5 м2 на одного ребенка, световой коэффициент 1 : 6, ориентация окон южная, юговосточная, в южных районах — южная. Групповая комната оборудуется средствами усиления естественной вентиляции. Чтобы имелось возможно больше места для игр детей, в детских комнатах должно быть как можно меньше мебели. Удобны внутристенные шкафы для хранения складных кроватей и постельных принадлежностей. Как правило, при групповых комнатах сооружают веранды. Их делают остекленными с открывающимися и снимающимися переплетами. Веранды дают возможность находиться детям на свежем воздухе во время дождя или сильного мороза и позволяют организовать дневной сон детей на открытом воздухе. Если веранды отсутствуют, то при групповых комнатах желательно иметь спальни. Групповую комнату целесообразно оборудовать источником ультрафиолетовой радиации для профилактического облучения детей в зимние месяцы.

При организации комбинированного детского учреждения сада-яслей необходимо в планировке здания и участка во всем режиме учреждения предусмотреть полную изоляцию детей ясельного и дошкольного возраста.

Кроме групповых помещений, детский сад, ясли или сад ясли нуждаются в ряде общих помещений, к которым принадлежат кухня с кладовой, комната заведующего, медицинская комната, изолятор, предназначенный для изоляции заболевшего ребенка до его госпитализации и отправки домой, комната и туалетная для персонала.

Здания детских учреждений должны быть оборудованы водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Где отсутствует коммунальный водопровод, следует устраивать местный. Личная гигиена персонала, санитарное содержание и уборка помещений детских садов и яслей должны осуществляться так же, как в лечебнопрофилактических учреждениях. Большое внимание уделяют воздушному режиму и чистоте пола помещений. Проводится принцип строгой индивидуализации предметов личного пользования: одежды, постельных принадлежностей, полотенца, мыла, кружки для полоскания рта, зубной щетки, горшочка (для детей до 4 лет). С этой целью для вещей каждого ребенка отводят отдельную полочку или место и на ней наклеивают картинку для опознавания ее ребенком.

Мебель детских учреждений должна соответствовать росту и пропорциям тела детей (рис. 142). Она должна быть гладкой, доступной очистке, желательно белого цвета или другой светлой окраски, исключать возможность травматизма детей. Высота стула должна соответствовать длине голени ребенка, а высота стола — сумме длины голени и длины предплечья. Тогда ребенок устойчиво сидит, не сгибается и не поднимает .плечи. В детской группе должна быть вешалка для индивидуальных полотенец таимой конструкции, чтобы исключался контакт между ними. Ясли оборудуют групповыми и индивидуальными манежами (рис. 143).

Заслуживает внимания выбор игрушек и уход за ними, так как в ясельном возрасте дети кладут игрушки и касавшиеся их пальцы рук в рот. Наилучшими легкоочищающимися материалами для игрушек являются пластмассы, невоспламеняющийся целлулоид, каучук, металл. Удовлетворительным материалом считают дерево, если оно окрашено и покрыто нитролаком. Гармоники, дудки и другие игрушки, которые дети берут в рот, следует давать им реже и во всяком случае только в индивидуальном порядке. Новые игрушки, а периодически и старые необходимо дезинфицировать 0,5% раствором хлорной извести, кипячением или облучением бактерицидными лучами.

Горшки промывают водой, после чего их погружают в 0,5% осветленный раствор хлорной извести на 20—30 минут, а затем тщательно промывают проточной водой изнутри ;; снаружи.

Земельный участок детского учреждения должен быть хорошо спланирован, благоустроен и максимально озеленен. Выделяют участок хозяйственного двора, где размещаются колодец, постирочная, сарай, ледник, овощехранилище, помойница и мусоросборник. По периметру участка устраивают забор и защитную полосу древеснокустарниковых насаждений, Кустарниковыми насаждениями отделяют групповые площадки, которые оборудуют песочными ящиками, скамьями для отдыха детей и сооружениями для упражнения в лазании, прыжках, сохранении равновесия и т. д. Эти сооружения должны быть тщательно выструганы, отполированы и окрашены. Сооружают навесы и беседки, где дети могут укрыться от дождя или солнца. Кроме площадок для отдельных групп, устраивают общую физкультурную площадку, огород-ягодник, уголок для животных, летний душ, летнюю уборную для детей. В яслях отводят площадку для кормления детей грудью. Песок для игровых площадок заготовляют на незагрязненном участке. Летом площадки и дорожки поливают водой, чтобы не поднималась пыль.

В сельских условиях на лето организуют сезонные полевые ясли. В случае надобности их можно располагать в непосредственной близости от места работы матерей.


Пред. статья След. статья