Главная | Литература | Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: Баранов А.А. | Методы изучения физического развития детей и подростков |
Методы изучения физического развития детей и подростков
Существуют два метода сбора антропометрического материала.
1. Индивидуализирующий метод — обследование конкретного ребенка однократное или в динамике нескольких лет с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфо-функционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.
2. Генерализирующий метод — одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями обучения, воспитания, жизни и т. д.
Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных учреждений и школ, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.
При проведении антропометрических исследований необходима методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами сопоставимыми между собой.
При проведении антропометрических исследований необходимо соблюдать следующие требования:
1. Антропометрические измерения проводятся на раздетом ребенке, в подавляющем большинстве случаев, в положении по «стойке смирно» (ребенок стоит выпрямившись, подобрав живот и расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, носки врозь, голова устанавливается в положении «горизонтали» - нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости). Во время проведения измерений исследователь, как правило, находится справа или спереди от обследуемого.
2. Все измерения должны проводиться только между, так называемыми, «антропометрическими точками», под которыми понимаются определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованиям скелета и лежащие, как правило, на сагиттальной или боковых линиях тела.
3. Антропометрические исследования проводятся в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг.
4. Помещение, в котором проводится исследование, должно быть теплым и светлым.
5.Антропометрический инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически поверенными, легко подвергаться обработке дезинфицирующими средствами.
6. Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту, видоизменяющуюся в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Необходимо строгое соблюдение правил заполнения антропометрических карт во избежание ошибок при дальнейшей обработке полученного материала.
Все антропометрические данные обследуемого должны сопровождаться следующими обязательными сведениями о нем:
1. Дата обследования.
2.Фамилия, Имя.
3.Пол.
4.Год, месяц и число рождения (с последующим расчетом возраста на день обследования).
5.Название учреждения, в котором проводится обследование.
В программу антропометрических исследований входит определение соматометрических, физиометрических и соматоскопических признаков.