Главная | Литература | Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян | Этапы развития детского организма, анатомо-физиологические особенности детей в различном возрасте и задачи санитарного обеспечения |
Этапы развития детского организма, анатомо-физиологические особенности детей в различном возрасте и задачи санитарного обеспечения
Организм ребенка непрерывно растет и развивается, переходя от одной стадии развития к другой, которые называются возрастными периодами, давай те рассмотрим по этим периодам анатомо-физиологические особенности детей.
Определение длительности каждого возрастного периода, установление условных границ переломных этапов индивидуального развития, т. е. периодизации детского возраста — одна из существенных задач возрастной морфологии, физиологии и психологии.
Обычно различают следующие возрастные периоды: грудной; преддошкольный; дошкольный; младший, средний и старший школьные.
Международный симпозиум, посвященный вопросам возрастной периодизации человека (Москва, 1965 г.), рекомендовал в целях унификации пользоваться следующей схемой периодизации детского и молодого возраста:
- 1) новорожденный — 1 —10 дней;
- 2) грудной возраст— 10 дней — 1 год;
- 3) раннее детство—1—3 года;
- 4) первое детство — 4—7 лет;
- 5) второе детство — 8—11 лет (девочки), 7—12 лет (мальчики);
- 6) подростковый возраст— 12—15 лет (девочки), 13—16 лет (мальчики);
- 7) юношеский возраст—16—20 лет (девушки), 17—21 год (юноши).
Самыми важными в развитии человеческой личности являются преддошкольный и дошкольный период. Чтобы лучше понять особенности психологии младшего школьника, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с дошкольным развитием ребенка. Поскольку дитя человека рождается слабым, совершенно беспомощным существом, прежде чем оно становится способным к самостоятельной деятельности, проходит немало времени.
Гигиенические мероприятия в любом возрасте должны обеспечить охрану детей от вредного воздействия факторов внешней среды, достаточную продолжительность пребывания на открытом воздухе, рациональное питание и т. д. Наряду с этим следует выделить мероприятия, специфические для того или иного возраста (зависят от анатомо-физиологических особенностей ребенка).
Гигиенические мероприятия в грудном возрасте должны быть направлены на создание оптимальных условий для роста и развития ребенка. К важнейшим из них относятся: обеспечение ребенка грудным молоком, рациональный режим дня и питания матери, искусственная витаминизация ее пищевого рациона, предупреждение отрицательных эмоций ребенка, являющихся обычно следствием неудовлетворения его физических потребностей (голод, охлаждение тела и др.), создание условий, способствующих возникновению во время бодрствования положительных эмоций (ласковый разговор взрослых, общение между детьми, возможность ползать), воздействие на различные анализаторы ребенка, в частности, зрительно-слуховые (красочные игрушки), пребывание на открытом воздухе не менее 5—6 ч, гигиеническое обеспечение прикорма, создание наиболее благоприятных микроклиматических условий в помещении, рациональная одежда, мебель и оборудование, массаж и гимнастика, активная иммунизация против некоторых инфекций и др.
Непосредственное руководство по обеспечению гигиенических условий воспитания детей в грудном возрасте возложено на детскую консультацию (поликлинику) с молочной кухней, на сельский врачебный участок, на младшую ясельную группу детских ясли-сад.
Преддошкольный (или ясельный) возраст (1—3 года).
В течение этого периода совершенствуется морфофункциональное состояние головного мозга. Продолжительность сна постепенно уменьшается, адаптация к меняющимся условиям среды продолжает развиваться. Пассивный материнский иммунитет периода грудного возраста утрачивается. Движение — этот основной биологический стимулятор роста, физического и психического развития — совершенствуется. Усложняется деятельность второй сигнальной системы. К концу 3-го года словарный запас ребенка значительно обогащается, достигая 1200—1300 слов, но отдельные слова произносятся еще неправильно.
Гигиенические мероприятия в преддошкольном возрасте направлены прежде всего на то, чтобы оградить ребенка от неблагоприятных для него факторов внешней среды в семье и дошкольных учреждениях (ясли), создать вокруг него благоприятную психическую атмосферу (близость матери, ласковое отношение воспитательниц), обеспечить ему условия для достаточного сна, правильного питания, пребывания на открытом воздухе и пр. В этом возрасте приобретают все большее значение воспитание в условиях динамического микроклимата, систематические дозированные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание воздухом и водой, воспитание первых гигиенических навыков, активная и пассивная иммунизация и др.
Руководство и контроль за обеспечением детям преддошкольного возраста необходимых гигиенических условий осуществляются теми же медицинскими и воспитательными учреждениями, что и в грудном возрасте, чем достигается непрерывность наблюдения и воспитания детей.
Дошкольный возраст.
Энергия роста ребенка в этом возрасте несколько замедляется, процесс окостенения продолжается менее интенсивно, чем в преддошкольном возрасте, корковые и подкорковые функции укрепляются, заканчивается формирование речи. Более интенсивно развиваются процессы внутреннего торможения, что способствует постепенному расширению возможностей воспитательного воздействия на организм ребенка. Вместе с тем в связи с преобладанием в этом возрасте иррадиации возбуждения большое гигиеническое значение имеет ритм деятельности ребенка, способствующий своевременному переключению его от одного вида деятельности к другому, а также обеспечение сна в количественном и качественном отношении. Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеют зрительные и слуховые функции. Зрение ребенка в дошкольном возрасте развивается особенно интенсивно, но и среди дошкольников преобладает гипер- метротическая рефракция глаза.
Связанное с этим напряжение ресничной мышцы служат средством тренировки аккомодационного аппарата. При неблагоприятных условиях зрительной работы на близком расстоянии перенапряжение ресничной мышцы может вызвать спазм ее и рефлекторно спазм конвергенционных мышц и возникновение содружественного косоглазия. При неблагоприятных условиях зрительной работы гиперметроприя может перейти в миопию. В связи с этим приобретают особое значение мероприятия по облегчению зрительной работы, по охране бинокулярного зрения, т. к. нарушение зрения может оказать влияние на развитие всего организма ребенка. Среди этих мероприятий особенно важны уровень освещения, режим зрительной работы и систематический контроль окулиста.
Гигиеническое обеспечение зрительной работы в дошкольном возрасте способствует более легкому образованию у детей рефлекса чтения.
Острота тонального слуха у дошкольников мало отличается от остроты тонального слуха у школьников, а речевые пороги превышают таковые у школьников на 7—8 дБ, что свидетельствует о различной степени развития физиологических механизмов, обусловливающих реакцию на слуховые раздражители первой и второй сигнальных систем. Это необходимо учитывать при проведении воспитательной работы. Резкие звуки и шум могут служить причиной притупления слуха в дошкольном возрасте.
Костная часть позвоночного столба у дошкольников растет энергичнее, чем хрящевая, и поэтому количество хрящевой части постепенно уменьшается. Однако позвоночный столб сохраняет, особенно в грудной части, большую подвижность, гибкость и податливость, и неправильное положение тела может привести к его искривлению. К концу дошкольного периода формируется кривизна в шейной и грудной частях позвоночного столба, однако она сглаживается при горизонтальном положении тела ребенка. Все это требует осуществления соответствующих гигиенических мероприятий по охране детей от пороков осанки. При целенаправленном воспитании в дошкольном возрасте развиваются новые формы движения, в частности мышц кистей рук, что способствует формированию рефлекса письма.
В этот период адаптация к изменяющимся условиям внешней среды развивается более интенсивно, в особенности функция терморегуляции. Однако несовершенство иммунобиологических защитных механизмов и высокая общаемость дошкольников делают очень актуальной охрану их от инфекций. Особенности дошкольного возраста выдвигают необходимость с особой тщательностью охранять ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, в частности, путем санитарного благоустройства и содержания детских дошкольных учреждений, а также с помощью укрепления старых и воспитания новых навыков личной гигиены.
Особенности дошкольного возраста обусловливают вместе с тем необходимость расширения диапазона гигиенических мероприятий, которые носят не только охранительный, но и стимулирующий характер. Сюда прежде всего относятся меры по усилению динамичности микроклимата, дозированные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, в частности, способствующими развитию мышц разгибателей спины, воспитание правильной осанки, общие и специальные меры по закаливанию организма. Большое значение имеет плановая ревакцинация и дегельминтизация, а также систематический медицинский контроль за сдвигами в здоровье и развитии детей. Недостаточное гигиеническое обеспечение детей дошкольного возраста может привести к задержке их физического и психического развития, снижению иммунологической реактивности, к некоторым острым и хроническим заболеваниям.
На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, что способствует достижению так называемой школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают функциональную готовность ребенка к выполнению тех требований, которые предъявляет школа.
Как показали соответствующие исследования, школьная зрелость определяется:
- 1) достаточным развитием замыкательной функции коры большого мозга — быстротой и легкостью образования условных рефлексов;
- 2) высоким уровнем дифференцированного торможения;
- 3) состоянием развития второй сигнальной системы;
- 4) развитием фонетики;
- 5) достаточной координацией и дифференциацией движений пальцев руки;
- 6) необходимым развитием так называемых позных мышц, способных длительное время удерживать голову и туловище ребенка в вертикальном положении.
Основными учреждениями, организующими мероприятия по гигиеническому обеспечению воспитания детей дошкольного возраста, являются поликлинические отделения детских больниц, в структуре которых предусмотрены специальные должности школьных врачей по обслуживанию детских учебно-воспитательных учреждений. В крупных детских поликлиниках организуются дошкольно-школьные отделения как прогрессивная форма медицинского обслуживания детей.
Школьный возраст
Школьный возраст охватывает периоды второго детства, младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Каждый из указанных этапов развития организма школьников характеризуется некоторыми особенностями. К семилетнему возрасту заканчивается период интенсивного увеличения массы ткани мозга, четко сформирована шестислойная структура коры большого мозга. Усиливается тормозной контроль ее. Масса мозга достигает нижней границы массы мозга взрослого человека. Этот возраст отличается необычайной подвижностью нервных процессов, превалированием возбуждения над торможением, иррадиации над концентрацией. Частые, вспышки возбуждения приводят к истощению нервной системы.
Благодаря защитной функции торможения школьники семилетнего возраста не способны значительно утомляться. Органы и системы весьма пластичны. Развиваются статические и динамические функции позвоночного столба, что повышает выносливость к статическому напряжению и возможность сохранить сидячее положение тела в течение 15— 20 мин, совершенствуется двигательный анализатор, движения становятся более координированными. Процесс окостенения костей запястья не закончен, червеобразные мышцы кисти развиты недостаточно, что создает трудности в выработке навыков письма.
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст отличается замедленным темпом роста и дальнейшим. развитием кортикальных функций коры. К 12 годам процессы возбуждения и торможения уравновешены, повышаются сила и скорость нервных процессов. Развивается мышечная ткань, увеличивается сила мышц. Однако значительное развитие мускулатуры в этом возрасте может тормозить рост костей в длину.
Интенсивное образование условно-рефлекторных связей между проприорецептивным анализатором и эфферентными двигательными пирамидными клетками коры способствует развитию координации движений, особенно кисти и пальцев руки. Продолжает развиваться функция дыхания, увеличивается и жизненная емкость легких. Верхние дыхательные пути узкие, особенно при воспалительных процессах, когда наблюдается разрастание лимфоидной ткани. Функция адаптации к меняющимся условиям внешней среды развивается интенсивно. Окостенение скелета продолжается, заканчивается окостенение мелких костей запястья.
Кости таза еще не срослись, что имеет особое значение для девочек—длительное сидение вызывает застой крови и тормозит процесс окостенения. Эпифизарные пластинки между позвонками представляют собой хрящевую массу, что обусловливает возможность нарушения осанки. Для детей 7-летнего возраста важны развитие достаточной физической выносливости путем укрепления костно-связочного и мышечного аппарата, воспитание осанки как сложного акта координированных динамических и статических напряжений, воспитание рефлекса правильной рабочей позы при сидении, приучение к правильному дыханию носом. Необходимы санация полости рта, дегельминтизация, активная иммунизация, преодоление недостатков произношения слов, что должно быть проведено при диспансеризации перед поступлением ребенка в школу.
В младшем школьном возрасте большое значение имеет продолжение рационально осуществляемой тренировки организма в повседневной жизни (соблюдение рационального режима дня, организация подвижного образа жизни и др.) и осуществление специальных мероприятий (физические упражнения, игры, спорт и др.). Возрастает также роль гигиенического воспитания, составляющего неотъемлемую часть программы обучения в начальных классах.
Средний (препубертатный) и старший (пубертатный) школьный возраст.
В среднем школьном возрасте (11—13 лет девочки, 13—15 лет мальчики) осуществляется целостная перестройка органов и систем, наблюдается значительная интенсификация роста и развития. Перестройка организма приводит к появлению повышенной чувствительности к неблагоприятным факторам внешней среды. Отмечается преобладание процессов возбуждения и ослабление всех видов внутреннего торможения, ухудшается дифференцировка, появляется широкая генерализация нервных процессов, нарушаются силовые отношения в коре большого мозга. Изменяется динамическое равновесие между первой и второй сигнальными системами, замедляется скорость образования рефлексов на словесные сигналы.
Все это свидетельствует об ослаблении высшего функционального уровня корковой деятельности второй сигнальной системы. Резко ухудшаются питание и снабжение кислородом головного мозга, что связано с особенностями развития сердечно-сосудистой системы, отстающей от роста тела, и сужением сосудов, как результат увеличенной концентрации адреналина в крови. Это приводит к повышенной утомляемости.
Препубертатный возраст
Препубертатный возраст—это первая фаза полового созревания. Во второй фазе полового созревания (девушки 13—15 лет, юноши 15—17 лет) все явления усугубляются — резко преобладает процесс возбуждения, что сказывается на стабилизации двигательных условных рефлексов, требующей многократного сочетания.
Этот период характеризуется лабильностью психики, вегетативной нервной системы, отклонениями в обмене веществ, а также в функциях сердечно-сосудистой системы. Лишь высший функциональный уровень корковой деятельности — второй сигнальной системы — повышается. Процесс окостенения протекает интенсивно, равно как и развитие скелетной мускулатуры. Кровеносные сосуды развиваются медленнее, чем сердце, и просвет сосудов на единицу массы сердца уменьшается.
Возбудимость сердца часто повышена, функция регулярных механизмов кровообращения часто нарушается. Эти возрастные особенности в развитии сердечно-сосудистой системы при одновременном увеличении запросов со стороны интенсивно растущего организма к кровообращению могут обусловить возникновение функциональных отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы, могут быть источником патологии в будущем.
Наблюдаются усиленный рост легких и увеличение окружности груди, что приводит к увеличению объема каждого вдоха и минутного объема дыхания, жизненной емкости легких. Нейроэндокринные сдвиги обусловливают повышение реактивности в возбудимости секреторного аппарата и изменение сопротивляемости слизистой' оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Эти функциональные отклонения могут стать фоном, на котором развивается язвенная болезнь. В этом возрасте особое гигиеническое значение приобретает соблюдение рационального режима всей учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности в школе, семье.
Важно обеспечение рациональной двигательной активности, отдыха, выработка правильной осанки, рабочей позы, обеспечение надлежащих условий и режима зрительной работы, соблюдение дифференцированных для девушек и юношей норм физической нагрузки и др. Особого внимания требуют подростки с дисгармонией в физическом развитии и половом созревании, испытавшие воздействие неблагоприятных факторов (переутомление, психические травмы, инфекционные болезни и пр.), а также лица с прогрессирующим гипертензивным синдромом, с дистрофическими процессами в миокарде, что может способствовать возникновению у них в последующий период жизни патологии сердца и сосудов.
В среднем и старшем школьном возрасте гигиеническое воспитание дополняется вопросами гигиенического образования. Вопросы гигиены составляют органическую часть в программах преподавания биологии, анатомии, физиологии, физической культуры и других предметов учебного плана школы, в программах трудового обучения, общественно полезного труда.
Наилучшей организационной формой работы по гигиеническому обеспечению подростков среднего и старшего школьного возраста является их диспансеризация, а также врачебно-профессиональная консультация. Забота о систематическом укреплении здоровья учащихся возложена Советским законом о школе на органы народного образования и органы здравоохранения.
Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы, профессионально-технические училища, школы-интернаты, школы с продленным днем («полного дня») вместе с сетью специальных лесных школ, школ для слабовидящих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, сеть оздоровительных учреждений — все эти учреждения, соединяющие семейное и общественное воспитание, обеспечивают заботу об укреплении здоровья учащихся. Заканчивающие школу должны быть здоровее, чем поступающие в нее.
Медицинское обслуживание системы обучения в школе осуществляется сетью кабинетов школьных врачей, школьно-дошкольных отделений детских поликлиник, кабинетов рабочего подростка и поликлинических отделений больниц, сельским врачебным участком, районным педиатром, отделениями гигиены детей и подростков санитарно-эпидемиологических станций. Школьный врач входит в состав педагогического совета школы.