Главная | Литература | Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян | Гигиенические основы физического воспитания в преддош коль ном, дошкольном и школьном возрасте |
Гигиенические основы физического воспитания в преддош коль ном, дошкольном и школьном возрасте
В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, важное значение имеет двигательный режим. Однако проведенные исследования показывают, что в настоящее время среди детей часто наблюдается гиподинамия. При гиподинамии у детей обнаружены следующие полиморфные расстройства: понижение резистентности организма, повышенная заболеваемость, низкие показатели физической работоспособности и уровня функциональных возможностей вегетативной и двигательной систем, затяжной характер восстановительных процессов после физической нагрузки, отставание в развитии двигательных навыков, превышение массы тела за счет отложения жира. Отрицательное воздействие на организм оказывает и гипердинамия, которая наблюдается у некоторых школьников-спортсменов. При этом угнетаются функции, не участвующие в работе, уменьшается резистентность организма, нарушается гармоничность развития, отстает половое развитие.
Специально проведенные исследования позволили обосновать систему физического воспитания детей различных возрастов, обеспечивающую достаточный двигательный режим.
В преддошкольном возрасте, начиная с 1,5—2 месяцев, используется массаж, содействующий своевременному развитию движений, активизации органов дыхания, кровообращения и тканевого обмена. С 4-х месяцев, когда исчезает физиологическая гипертония мышц, дополнительно к массажу присоединяют гимнастику. Изучение эффективности физического воспитания детей раннего возраста показывает, что дети, у которых систематически проводились гимнастика и массаж, к году выше, чем дети контрольной группы, на 1 см, тяжелее на 0,5—0,6 кг, они ранее на 1 месяц начали сидеть, ползать. К концу года самостоятельно ходило 88,5% детей основной и только 61% контрольной групп. В основной группе детей, болеющих больше 3-х раз в год, 0,6% (в контрольной 20%), показатель здоровья в 3 раза выше, простудные заболевания встречаются в 2—3 раза реже по сравнению с контрольным контингентом. Врачебный контроль за физическим воспитанием детей преддошкольного возраста включает систематический учет сдвигов в состоянии здоровья и развития движений, а также надзор за условиями проведения занятий физическими упражнениями.
Занятия должны проводиться в одно и то же время, в первой половине дня, в хорошо проветренной комнате при температуре 22—23° С, летом при открытом окне или на открытом воздухе в тени (температура около 22° С).
У детей второго и третьего года жизни в режиме дня необходимо предусматривать подвижные игры, прогулки, специальные занятия по физической культуре и музыкальные занятия. Их продолжительность с возрастом увеличивают от 8—10 мин — для детей второго года, до 15 мин — детей трех лет.
Правильно организованное занятие должно иметь три части: вводную (1—2 мин), основную (8—12 мин) и заключительную (2—3 мин). Исследования показывают, что физиологическая кривая правильно построенного занятия характеризуется учащением пульса в вводной части занятия на 10—15%, в основной — на 25—30%, с постепенным приближением к исходной величине в заключительной части. Опыт организации физического воспитания подтверждает полную целесообразность, доступность и эффективность физического воспитания детей раннего возраста также в условиях семьи.
В дошкольном возрасте основными формами физического воспитания являются ежедневная утренняя гимнастика, физические упражнения на специальных занятиях, музыкальные занятия, спортивные развлечения, детский спорт, специальные меры по закаливанию детей, трудовые занятия, прогулки и подвижные игры.
В школьном возрасте к средствам физического воспитания относятся подвижные игры, прогулки, утренняя гимнастика, физкультпаузы на уроках, уроки физкультуры в школе, спортивная работа в кружках по разным видам спорта, подготовка и сдача комплекса ГТО, внешкольные занятия в ДЮСШ, дозированный физический труд на уроках труда, закаливание, туристские походы. Целенаправленными исследованиями обоснован оптимальный уровень двигательной активности школьников среднего возраста. Как установлено, они должны делать в сутки 21 000—30 000 шагов, что соответствует физиологической потребности в движении (кинезофилии). В этом случае двигательный компонент составляет 20—24% в суточном бюджете времени.
К низкому уровню двигательной активности относят число шагов в сутки 10 000 и ниже, двигательный компонент в суточном бюджете времени 14% и ниже. При умеренном уровне двигательной активности количество шагов составляет 11 000—20 000.
Наиболее повышают работоспособность и укрепляют здоровье школьников уроки физического воспитания, если они в течение круглого года проводятся на открытом воздухе. Рациональное построение урока физической культуры предусматривает постепенное увеличение физической нагрузки при плотности его 65—70% (плотностью урока называют отношение времени, занятое движениями, к общей его продолжительности).
Урок состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Продолжительность вводной части — 5—8 мин. Назначение ее — мобилизация внимания учащихся, повышение функции дыхания и кровообращения. Основная часть урока занимает 30—35 мин и имеет целью выработку основных двигательных качеств — скорость, силу, выносливость. Заключительная часть урока физкультуры длится 5—6 мин, назначение ее — постепенное снижение нагрузки. Гигиеническая оценка урока включает определение так называемой физиологической кривой пульса, частота которого учитывается до урока и после каждой его части. Школьный врач анализирует структуру, плотность урока, обстановку, в которой он проводится.
Важным звеном в системе физического воспитания детей школьного возраста являются физкультпаузы. Физкультпаузы проводятся в середине урока, требующего длительного статического напряжения мышц спины (контрольные), и на уроках учащихся подготовительных и 1-х классов. В них включают 3—5 упражнений с целью коррекции вынужденной позы и активизации дыхания и кровообращения. Большое значение в физическом воспитании школьников имеет сдача норм ГТО.
С 1972 г. действует новый Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Для детей и подростков 10—18 лет предусмотрено 3 ступени: 1-я ступень «Смелые и ловкие» — для школьников 10—13 лет, целью которой являются развитие основных двигательных навыков и умений, воспитание сознательного отношения к занятиям физической культурой и выявление спортивных наклонностей детей. 2-я ступень «Спортивная смена» рассчитана на школьников 14—15 лет, задача ее — овладевание прикладными двигательными навыками, дальнейшее совершенствование двигательных навыков и умений. 3-я ступень «Сила и мужество» рассчитана на подростков 16—18 лет и направлена на дальнейшее совершенствование физической подготовки до уровня, необходимого для прохождения службы в рядах Советской Армии и выполнения трудовой деятельности. В связи с акцелерацией наблюдается тенденция к значительному омоложению возраста спортивной специализации, однако большинство гигиенистов считают это нецелесообразным. Ранняя спортивная специализация может привести к одностороннему дисгармоничному развитию.
Большая часть занятий по физкультуре проводится в гимнастических залах, в которых необходимо выполнять следующие гигиенические требования: температура воздуха должна быть в пределах 14— 15° С, относительная влажность — 40— 60%, скорость движения воздуха — 0,2— 0,3 м/с. Размеры (масса, длина, высота, ширина, диаметр захвата и т. п.) различных предметов спортивного инвентаря в школьных гимнастических залах и на спортивных площадках должны соответствовать требованиям ГОСТа и быть исправными, не служить источником травматизма. В обязанность школьного врача входит распределение учащихся на медицинские группы по состоянию здоровья, которое следует проводить в начале учебного года. В соответствии с принадлежностью школьника к той или иной группе осуществляется его физическое воспитание. Выделяют три группы: подготовительную, основную и специальную. К подготовительной группе относят школьников с незначительными отклонениями в состоянии здоровья (третья группа здоровья), не имеющих физической подготовки. Уроки по физическому воспитанию в этой группе осуществляются по школьной программе при исключении и ограничении некоторых упражнений — на силу и выносливость. Основная группа включает школьников первой и второй групп здоровья с достаточной физической подготовкой. Специальная группа комплектуется из учащихся, отнесенных к четвертой и пятой группам здоровья, занятия проводят внеаудиторно по специальной программе. Учащиеся с нарушением осанки и плоскостопием должны во внеаудиторное время пройти курс коррегирующей гимнастики. Высокая эффективность физического воспитания даже у ослабленных школьников показывает, что освобождать от физической культуры следует лишь при достаточно веских основаниях (повышение температуры тела, менструация у девушек и т. п.). Физическое воспитание детей любого возраста должно обязательно сопровождаться проведением закаливающих мероприятий, повышающих сопротивляемость растущего организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В этом отношении надо широко использовать водные процедуры, воздушные и солнечные ванны при соблюдении общих принципов закаливания, изложенных в главе «Личная гигиена». Кроме того, закаливание ребенка достигается и устранением из повседневной его жизни «тепличных» условий, способствующих перегреванию и противодействующих тренировке терморегуляционных механизмов. Это осуществляется путем использования рациональной одежды, созданием наиболее рационального микроклимата в закрытых помещениях, воспитания у ребенка потребности пребывания в условиях открытой атмосферы в относительно легкой одежде, при любой погоде и т. д.