Главная | Литература | Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян | Обучение в преддошкольном и дошкольном возрасте |
Обучение в преддошкольном и дошкольном возрасте
Под обучением понимают целенаправленный, планомерный и организованный процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков.
Элементы обучения детей имеют место в воспитательной работе во все возрастные периоды, но содержание, объем, характер, методика, организационные формы и условия обучения на разных ступенях развития ребенка различны.
Уже в преддошкольном возрасте на специальных занятиях по развитию речи, движений имеют место элементы обучения. Эти занятия проводятся в один из периодов бодрствования, индивидуально с каждым ребенком, продолжительность их 8—10 мин.
Программа обучения детей раннего и дошкольного возраста в 1971 и 1975 гг. пересмотрена, увеличено количество и длительность каждого занятия, т. к. специальные исследования показали, что дети дошкольного возраста при соответствующих условиях располагают значительно большими психофизиологическими возможностями, чем это предполагалось, могут усвоить больший объем знаний и умений, чем от них требовалось. Однако выводы из этих исследований следует проверять путем, изучения «цены» их достижения — не отражается ли это на процессе роста и развития ребенка. В. соответствии с новой программой, принятой в Украинской ССР, уже в преддошкольном возрасте предусмотрено 15 занятий в течение недели, которые проводятся с подгруппой детей три раза в день продолжительностью 8—10 мин.
С возрастом длительность занятий увеличивается. От 1 г 6 мес до 2-х лет ежедневно планируется 2 занятия по 10—11 мин каждое. В первой младшей группе проводят ежедневно 2 занятия (12— 15 мин), во второй младшей — 11 занятий в неделю по 15—20 мин, 4 дня по два занятия (одно утром, другое во вторую половину дня), один день три занятия (два утром, одно после полдника). В средней группе предусмотрено четыре дня по два занятия, утром по 15—20 мин и один день три занятия — два утром и одно во вторую половину дня. В старшей и подготовительной группах проводится 14 занятий в течение недели: четыре дня по три занятия (два утром и одно во вторую половину дня) и один день два занятия (утром). Продолжительность их дифференцирована — в старшей группе 20—25 мин, в подготовительной 30—35 мин.
Содержание занятий также усложнилось по сравнению со старыми программами: это формирование первоначальных математических представлений вместе «счета», развитие речи, обучение грамоте на занятиях по родному языку, рисование, лепка, аппликации, конструирование, занятия по физическому и музыкальному воспитанию.
Суббота — день, свободный от занятий. Как показали специальные исследования, на первые занятия целесообразно планировать развитие речи, формирование первоначальных математических представлений, на вторые — музыкальные, физическое воспитание, во вторую половину дня, — любимые детьми занятия по лепке, рисованию, аппликации. Ежедневное число и режим занятий в подготовительной группе следует постепенно приближать к школьному режиму в 1-м классе. Между занятиями предусматривают перерыв на 5—10 мин, который дети проводят в движении. Содержание и методика проведения занятий в преддошкольных и дошкольных группах различны: если в яслях занятия носят характер обучающих игр, то в последующие возрастные периоды элемент игрового обучения постепенно уменьшается.
К обстановке занятий в объединенных дошкольных учреждениях предъявляют обычные гигиенические требования, при соблюдении которых обеспечиваются микроклиматический и общесанитарный комфорт, а также личная гигиена детей. В теплое время занятия следует проводить на участке. Особое внимание нужно уделять уходу за игрушками и другими пособиями, в частности, их систематическое мытье щеткой в горячей воде (температура не ниже 50° С) мылом, а также периодическая дезинфекция, в частности, игрового песка при помощи бактерицидных увиолевых ламп БУВ-15, БУВ-30. Важнейшим элементом санитарного обеспечения обстановки занятий является подбор мебели для детей в соответствии с их ростом. Необходимы правильное рассаживание детей по отношению к свету (с левой стороны), достаточный уровень освещения (не менее 100 лк при лампах накаливания, 200 лк при люминесцентном освещении). Воспитатель постоянно должен следить за посадкой детей, добиваясь усиления развития мышц разгибателей спины. На занятиях с пластилином необходимо обеспечить детей индивидуальными, гладко обструганными, досками, клеенкой, фартуками и т. п.. После окончания занятий они должны мыть руки.