ГлавнаяЛитератураУчебник гигиены: Габович Рафаил ДавидовичАнатомофизиологические особенности и этапы развития ребенка школьного возраста

Анатомофизиологические особенности и этапы развития ребенка школьного возраста

К 7 годам строение мозговой ткани уже мало чем отличается от такой же ткани у взрослых. Усиливаются процессы внутреннего торможения и концентрация корковых процессов. Благодаря этому увеличивается контроль коры головного мозга над эмоциональными реакциями. Дети становятся более сосредоточенными, внимательными и дисциплинированными. Улучшается координация движений, а окостенение костей, запястья и развитие нервномышечного аппарата кисти достигают такой степени, что позволяют приступить к обучению ребенка письму. Позвоночный столб и мышцы спины настолько укрепляются, что ребенок, пользующийся удобной мебелью, может сохранить правильную сидячую позу до 20—25 минут. Все перечисленное говорит о том, что нормально развитые дети в возрасте 7 лет могут приступить к обучению в школе.

Наряду с этим необходим ряд мер, чтобы предупредить неблагоприятное влияние школьной обстановки и учебного процесса на здоровье и физическое развитие школьников. В дореволюционное время среди учащихся были широко распространены так называемые школьные болезни, к которым относили близорукость, нарушение осанки, искривление позвоночника, малокровие и нервные расстройства, являвшиеся результатом переутомления детей. К ним следует добавить инфекции, распространяющиеся воздушнокапельным путем, которые особенно опасны в большом школьном коллективе. К мерам предупреждения перечисленных заболеваний принадлежит рациональный режим обучения и отдыха, физическое воспитание и закаливание, устройство удобных парт, соблюдение благоприятных гигиенических условий в классе (микроклимат, воздушный режим, освещение) и специальные противоэпидемические мероприятия.

С целью физического воспитания школьников проводят утреннюю гимнастику, уроки физических упражнений, физкультминутки, занятия спортом и туристские походы. Для развития грудной клетки и воспитания правильной осанки рекомендуются игры с подкидыванием мяча, волейбол, дыхательная гимнастика, плавание, гребля, катание на коньках и ходьба на лыжах. При выборе видов физических упражнений и степени нагрузки необходимо учитывать, что преждевременное и чрезмерное развитие мускулатуры может тормозить рост костей в длину. Физическое воспитание улучшает развитие таза у девушек. Малая подвижность вызывает застой крови и нарушение питания таза, а это задерживает развитие и окостенение тазовых костей.

Изучение влияния физических упражнений и закаливания на школьников показало, что они содействуют укреплению здоровья, выработке полноценной осанки, сохранению правильной позы при длительном сидении за партой, повышают сопротивляемость детей простудным заболеваниям и положительно сказываются на дисциплине и успеваемости. В этом отношении очень показательны данные, представленные на рис. 124. У детей в возрасте от 4 до 10 лет и старше часто имеется склонность к разрастанию лимфатической ткани в области носоглотки (аденоиды). Аденоиды нарушают носовое дыхание и неблагоприятно сказываются на развитии ребенка, его учебе и поэтому подлежат оперативному удалению. С 6 до 12 лет большинство молочных зубов сменяется постоянными— в это время особо необходим периодический контроль зубного врача или стоматолога за состоянием полости рта и санация ее.

Важным этапом развития детей школьного возраста является период полового созревания. Он начинается у девушек с 11—12 лет, у мальчиков — с 13—15 лет и в общем совпадает со старшим школьным возрастом (13—17 лет). Период полового созревания характеризуется усиленным развитием половых и других эндокринных желез, гормоны которых влияют на обменные процессы и корковые реакции. Повышается обмен веществ и усиливаются замедлившийся до этого рост тела в длину и процессы окостенения скелета (рис. 122). Повышается возбудимость центральной нервной системы, а психика отличается нестойкостью эмоциональных процессов — у детей нередко наблюдается замкнутость, обидчивость, бурная реакция на незначительные по силе раздражители и т. п. В это время развитие сердца и сосудов отстает от роста массы тела. Эта анатомическая особенность и повышенная возбудимость сердца могут обусловить функциональные отклонения в деятельности сердечнососудистой системы. Вследствие повышенной возбудимости неблагоприятные условия среды (психическая травма, большие нагрузки) могут вести к развитию неврозов. В этом возрасте более злокачественно протекает туберкулез. Заболеваемость детскими инфекциями резко снижается.

Особенности нервно психической сферы подростков в этот период обязывают педагогов и родителей проявлять особую чуткость к детям и придерживаться с ними ровного, спокойного и в то же время твердого и требовательного обращения. В это время у школьников старших классов значительно нарастает нервнопсихическая нагрузка и объем зрительной работы. Рациональный режим дня должен предохранить детей от перенапряжения. В нем должно отводиться достаточно времени для пребывания на открытом воздухе и физического воспитания. Мероприятия по охране зрения нужно соблюдать ие только в школе, но и дома.

Поскольку окостенение скелета близится к своему завершению, то в этом возрасте, когда позвочник еще податлив.

чрезвычайно важно предупредить фиксацию имеющихся недочетов осанки и искривлений позвоночника. Поэтому большое значение имеют физические упражнения, способствующие исправлению осанки.

Для контроля за состоянием здоровья и физическим развитием детей и подростков их ежегодно подвергают медицинскому осмотру. Вовремя осмотров пользуются обычными клиническими методами исследования состояния здоровья и антропометрическими измерениями.

Антропометрия заключается в измерении тела, его частей и некоторых функциональных показателей. Обычно как минимум определяют рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких и силу мышц кисти и спины (становая сила). В качестве дополнительных данных отмечают степень развития мускулатуры, жироотложения, полового развития и различные аномалии, например искривление позвоночника, плоскостопие.

Преимуществом метода антропометрии является его доступность и возможность выражения результатов исследования в числовых величинах, что позволяет объективно судить о физическом развитии.

Произведя антропометрические измерения в каком-либо детском коллективе, вычисляют для каждого пола и возраста среднее значение роста, веса и других показателей. Средние величины показателей, характеризующие физическое развитие данного коллектива, сопоставляют с аналогичными средними величинами других коллективов или с так называемыми стандартными показателями, например со средне-республиканскими данными. Средние величины сопоставляют также с аналогичными показателями для данного коллектива в прошлом. Такие сравнения позволяют судить о физическом развитии коллектива и его динамике. На рис. 126 и 127 показано улучшение физического развития детей за годы советской власти.

Оценку физического развития каждого ребенка производят путем сопоставления его антропометрических данных со средними показателями для детей того же возраста, из того же коллектива и с его же собственными показателями за прошлые годы. Таким об* разом, результаты повторных измерений ребенка позволяют выявить отражающие влияние на сдвиги в физическом развитии, организм условий труда, обучения, питания и т, д. При индивидуальной оценке физического развития ребенка антропометрические показатели должны рассматриваться в связи со всем комплексом данных медицинского осмотра.


Пред. статья След. статья