ГлавнаяЛитератураГигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. ШахбазянГигиенические основы трудового воспитания и обучения школьников

Гигиенические основы трудового воспитания и обучения школьников


Важнейшей частью коммунистического воспитания подрастающего поколения является трудовое обучение в числе других факторов, обеспечивающее всестороннее гармоническое развитие детей и подростков. Идея трудового политехнического обучения была выдвинута К. Марксом и развита В. И. Лениным.

Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы» (1966 г.) и «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных школах и подготовке их к труду» (1977 г.) подчеркивают, что школа будет продолжать развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Трудовое обучение школьников имеет большое политическое и народнохозяйственное значение, так как воспитывает у детей — будущих строителей коммунистического общества любовь и уважение к труду, готовит их к участию в производительном труде, наряду с этим дозированный труд детей в детском саду, школе имеет и большое оздоровительное значение, содействуя разностороннему, гармоническому развитию. Под влиянием труда в растущем организме развиваются функции различных органов и систем — сердечнососудистой, дыхательной и особенно мышечной, возникают новые и укрепляются старые связи в коре большого мозга, улучшаются дифференцировка в двигательном анализаторе и координация движений рук, увеличиваются сила мышц, выносливость к статическому мышечному напряжению, вырабатываются новые и совершенствуются старые двигательные навыки.

Кроме того, трудовое воспитание является средством, способствующим повышению работоспособности детей, уменьшению их утомления: под влиянием уроков труда увеличивается скорость двигательных и словесных реакций, улучшается качество ответов, становится более прочной дифференцировка. Это объясняется тем, что при выполнении трудовых операций в коре большого мозга возникают новые очаги возбуждения, которые в силу отрицательной индукции вызывают торможение ранее активно работающих участков коры большого мозга, что способствует более быстрому восстановлению их функционального состояния. Кроме того, обеспечивается возможность смены вынужденного положения тела, отдыха зрительного анализатора.

Уроки труда, проведенные в благоприятной гигиенической обстановке, особенно на открытом воздухе, способствуют повышению работоспособности учащихся не только после урока труда, но и на протяжении всего учебного дня. Наиболее выраженный эффект достигается, если такие занятия включены в понедельник и в пятницу на тех уроках, на которых выявлена начальная фаза утомления.

В современной школе используются следующие формы трудового обучения: уроки ручного труда в первых—третьих классах (2 ч в неделю), уроки труда в четвертых— восьмых классах (2 ч в неделю), трудовые практикумы для учащихся девятых-десятых классов (4 ч в неделю). Наряду с этим предусмотрена производственная практика в пятом классе (6 ч), шестом (18 ч), седьмом (24 ч), девятом (132 ч).

В начальных классах школьники на уроках ручного труда занимаются лепкой, работают с тканью и картоном. Занятия проходят в комнате ручного труда либо в классной комнате. С четвертого класса программа трудового обучения в нашей стране раздельная для мальчиков и девочек: первые обучаются элементам механизации и технологии обработки древесины и металла в столярной и слесарной мастерских, девочки — обслуживающему труду в кабинете обслуживающего труда. Учащиеся девятых-десятых классов проходят трудовые практикумы по одной из отраслей промышленности или сельского хозяйства на уровне допрофессиональной подготовки. С целью совершенствования трудового обучения и профессиональной ориентации для учащихся старших классов организованы учебно-производственные комбинаты, в которых школьники могут ознакомиться с интересующими их специальностями и приобрести определенные навыки в работе. Часть школ, где для этого есть соответствующие условия (учебные цеха, межшкольные мастерские, учебно-производственные комбинаты, близко расположенные предприятия и т. п.), выделяется для проведения производственного обучения учащихся 9—10 классов. В этих школах обеспечивается профессиональная подготовка учащихся и количество часов в неделю на трудовое обучение увеличено. Программа трудового обучения школьников предусматривает также самообслуживание, общественно полезный труд. Большую роль в трудовом воспитании школьников призваны сыграть лагеря труда и отдыха для учащихся 6—8 классов.

Касаясь структуры уроков труда, следует иметь в виду, что однообразная работа содействует раннему наступлению утомления. Напротив, чередование двух-трех различных трудовых операций на уроке обусловливает смену рабочей позы и попеременное вовлечение в активную деятельность различных мышечных групп, способствует повышению работоспособности. В связи с указанным продолжительность одной операции, которую учащиеся выполняют на уроке, должна быть не более 10 мин.

В младших классах уроки ручного труда не рекомендуют планировать сдвоенными. Педагог в них не должен длительно объяснять материал, требовать выполнения работы в едином темпе и т. п.

В старших классах интересы выполнения программы трудового обучения требуют организации спаренных уроков. При наличии сдвоенных уроков через 45 мин следует устраивать 10 мин перерыв, в течение которого учащиеся должны заниматься комплексом физических упражнений, который коррегирует однообразные трудовые движения во время урока. Среди других гигиенических требований к урокам труда, следует указать на необходимость воспитания у школьников надлежащей рабочей позы (с целью охраны зрения и профилактики пороков осанки), на соблюдение равномерной нагрузки на левую и правую половину тела. Необходимо добиваться соответствия ручного инструментария возрастным особенностям. Важно воспитывать у школьников навыки личной гигиены, культуры труда и техники безопасности; осуществлять медицинский контроль с целью выявления школьников, которым по состоянию здоровья занятия в мастерских и в сельском хозяйстве противопоказаны. Все эти требования разработаны и регламентируются соответствующими санитарными правилами и инструктивно-методическими указаниями Министерства здравоохранения и Министерства просвещения.

С четвертого класса учащиеся работают на учебно-опытном участке и в сельском хозяйстве, где выполняют садово-огородные полевые работы (обработка почвы, посадка огородных культур, поливка, прополка и т. д.). При такого рода работах большое значение имеет соответствие размеров. грядки длине рук, поэтому грядки должны иметь ширину 50—80 см.

При проведении производственной практики на земельном участке школы школьный врач должен регламентировать массу переносимого груза, для чего ведра, лейки должны иметь соответствующие пометки.

При организации общественно полезного труда, а также производственной практики в сельском хозяйстве учащихся городских школ на этот период следует объединять в комсомольско-молодежные лагеря, сельских школ — в ученические производственные бригады, что дает возможность организовать режим и условия работы в соответствии с гигиеническими требованиями.

Сельскохозяйственные работы можно разделить по тяжести на три группы: 1) тяжелые работы, вызывающие значительное напряжение функциональных систем (переноска тяжести, вскапывание почвы и др.); 2) работы средней тяжести (высаживание рассады, прореживание посевов и др.); 3) легкие работы (рыхление почвы, сгребание листьев и др.).

Мальчиков и девочек среднего школьного возраста (11 —14 лет) следует привлекать к работам средней тяжести, а к тяжелым видам работ только мальчиков в порядке усвоения определенных навыков. В этом случае следует устраивать двухминутный перерыв через каждые 15 мин.

С целью устранения возможности перегрева учащихся работу в поле рекомендуется начинать в 7 ч и проводить ее в два приема —с 7 до 11 ч и с 16 до 18. Норма выработки для ученических бригад устанавливается в процентах от часовой нормы взрослых: для учащихся пятых-шестых классов 40%, седьмых-восьмых — 60% и девятых-десятых — 75%.

При трудоемких работах (значительное засорение поля во время прополки и др.) нормы выработки следует снижать, например, для учащихся девятых-десятых классов до 60—65%. Работа школьников на сельскохозяйственных машинах (трактор, комбайн), связанная с воздействием шума, вибрации, неблагоприятного микроклимата, разрешается только с 17 лет. Ее продолжительность в течение рабочего дня может быть не более 3 часов. После часового перерыва учащиеся могут заниматься другими видами работ. Районный педиатр обязан контролировать общую продолжительность рабочего дня школьников во время сельскохозяйственных работ. Общая продолжительность работы рекомендуется для учащихся девятых-десятых классов — 5 ч, для школьников седьмых-восьмых классов не более 4 ч, шестых — 2—3 ч, пятых классов не свыше 2 ч. В соответствии с динамическим стереотипом, сложившимся у школьников в период обучения, через каждые 45 мин работы нужно устраивать перерывы на 10 мин.

Привлекать школьников к участию в сельскохозяйственных работах на протяжении всего периода летних каникул не следует. Учащиеся пятых—восьмых классов должны отдыхать 1,5 мес, а девятых-десятых классов — не менее одного месяца.

Изучение корковой нейродинамики учащихся старших классов при проведении трудового производственного практикума и производственной практики показало, что наиболее благоприятные функциональные изменения обнаруживаются у учащихся, у которых предусмотрено ежедневное сочетание теоретических знаний (2—3 ч) и работы на производстве либо в учебнопроизводственных мастерских (3—4 ч). Помимо обеденного перерыва (30 мин) следует предоставлять школьникам отдых (10 мин) через каждые 45 мин работы, создавать наиболее благоприятные условия внешней среды. Соблюдение рационального режима работы у подростков может быть обеспечено при проведении практикума в ученических цехах, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских и комбинатах. Работа учащихся в ученических цехах вызывает меньшее утомление, чем в цехах, где работают взрослые рабочие.

Физическая нагрузка школьников во время работы должна быть дифференцирована по полу, поскольку установлено более медленное нарастание мышечной силы у девушек после 14 лет.

При гигиеническом нормировании производственной деятельности учащихся обычно учитывается плотность работы, которая должна быть при 6-ти часовой ее продолжительности 60—75%, а при 4-х часовой длительности может быть и выше — у девушек 60—85%, юношей — 75—85%.

Последнее время в нашей стране уделяется огромное внимание профессиональной ориентации учащихся, основное назначение которой — подготовить молодежь к сознательному выбору профессии, к широкому участию в производительном труде. Формирование профессиональной направленности должно происходить в школьные годы, что достигается хорошей постановкой работы по профессиональной ориентации в школе; привлечением учащихся к работе в различных кружках, посещением предприятий, общением со знатными рабочими и т. д.

Проблема профессиональной ориентации предусматривает несколько аспектов: 1) изучение различных профессий с точки зрения требований, которые они предъявляют к определенным качествам подростка, как в период его обучения, так и процессе последующей работы; 2) изучение физиологических и психологических качеств личности подростка и их значение в освоении профессий; 3) соответствие здоровья подростков избираемой профессии.



Пред. статья След. статья