ГлавнаяЛитератураГигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. ШахбазянОбучение в общеобразовательной школе

Обучение в общеобразовательной школе

В СССР введено обязательное всеобщее среднее образование, которое осуществляется через систему средних общеобразовательных школ с десятилетним сроком обучения, либо обучением в средних специальных учебных заведениях и средних профессионально-технических училищах. При организации обучения последовательно осуществляется принцип соединения обучения с трудом.

Гигиенические требования к режиму обучения в общеобразовательной школе охватывают следующие стороны учебно-воспитательной работы в школе: распорядок дня, рациональную организацию процесса обучения и досуга учащихся, расписание уроков, приготовление домашних заданий.

Особенности учебного режима в подготовительном и в 1 классе

В кашей стране школьному призыву подлежат дети, которым к первому сентября исполнилось семь лет. В связи с решениями XXVI съезда КПСС во всех республиках выделены базовые школы и организованы подготовительные классы, в которых обучение детей начинается с 6 лет. Обучение в подготовительном классе представляет определенные трудности и требует тщательного врачебного контроля. Специальные наблюдения показали, что ограничение двигательной активности учащихся подготовительного класса резко снижает у них возбудимость нервной системы. Продолжительное сидение за партой является своеобразным видом статической работы и обусловливает возникновение в коре большого мозга постоянного очага возбуждения и утомляет больше, чем умственная и динамическая физическая нагрузка. Для этих контингентов представляет немалые трудности и процесс письма и чтения. Первый требует напряжения мелких, червеобразных мышц кисти, которые к шестилетнему возрасту развиты еще недостаточно. Как показали специальные исследования, для детей не только подготовительного и первого классов, но и второго и третьего, наиболее трудным предметом является чтение. Процесс чтения на близком расстоянии связан с напряжением аккомодационных мышц глаза, а при движении глаз по строке и по странице — глазодвигательных, а также требует различения большого количества мелких деталей. Поэтому продолжительность письма и чтения у детейТ1одготовительнрго класса не должна превышать 5 мин. Немаловажное значение для психогигиены обучения детей шести лет имеет и то, что первая сигнальная система в этом возрасте сильнее развита, чем вторая. (Первым признаком утомления ребенка (1-я фаза утомления) является двигательное беспокойство, свидетельствующее о широкой иррадиации возбуждения, которое может перейти во вторую фазу утомления (иррадиация охранительного торможения) — ребенок становится вялым, сонливым. Все это показывает необходимость постепенного перехода от режима обучения в детском саду к занятиям в школе.

Результаты накопленных в последнее время исследований позволили выработать гигиенические требования, которым должен соответствовать режим обучения детей в подготовительном классе. Количество уроков в день в первой четверти должно быть не более трех, продолжительность их не превышать 30 мин. Целесообразен также режим обучения, при котором каждый из трех 45-минутных уроков делится на 2 по 20 мин с перерывом между ними 5 мин. В этом случае учебный день складывается из 6 уроков по 20 мин. Перемены между уроками должны быть удлинены до 20— 25 мин. В середине недели необходимо предусмотреть разгрузочный день (четверг), в течение которого планируются экскурсии или занятия детей другой, мало утомительной деятельностью. Учащимся подготовительного класса нужны дополнительные каникулы в третьей четверти продолжительностью одну неделю. Домашние задания задавать не рекомендуется, их следует выполнять на уроках.

Психолого-педагогические и гигиенические исследования сдвигов в функциональном состоянии учащихся подготовительного класса в течение учебного года убедительно показали, что дети шестилетнего возраста способны к систематическому обучению и по физическому развитию к концу учебного года догоняют детей, начавших учиться в школе с семи лет.

Многолетний опыт убеждает, что дети семилетнего возраста не только способны к школьному обучению, но и ощущают потребность в нем. В семь лет только 7— 13% детей являются биологически незрелыми и не готовыми к школьному обучению. Доказано, что 45-минутная продолжительность уроков в первом классе для детей, начавших учиться в семь лет, также вызывает значительное утомление во вторую половину уроков, и что высокая работоспособность может быть достигнута при продолжительности урока не более 30—35 мин. Установлено, что функциональным возможностям детей семи лет наиболее отвечает тренирующий режим обучения, когда первые два месяца учебного года предусмотрено три урока по 30 мин, последующие два месяца — четыре урока по 30 мин. Начиная с третьей четверти учебный день состоит из четырех уроков по 35 минут. Положительное влияние на показатели работоспособности оказывают комбинированные уроки, на которых учащиеся занимаются различными видами деятельности. Из этих соображений, а также в целях профилактики аномалий осанки и охраны зрения целесообразно в середине урока провести физкультминуту. Структура урока в первом классе должна максимально стимулировать познавательную активность учащихся и широко использовать чередование различных видов деятельности. Следует обучать прямому, а не наклонному письму, так как при прямом способе письма в два раза уменьшается количество детей с нарушением осанки, отсутствуют хронические отрицательные воздействия на зрительную функцию глаз. Доказана гигиеническая эффективность дифференцированной продолжительности перемены между уроками, из которых первая продолжается 15 мин, вторая и третья — 20 мин. Первая и третья перемены используются для прогулки на открытом воздухе и организации занятий физической культурой и подвижными играми, вторая — для приема горячего завтрака. Крайне целесообразно привлечь всех школьников первого класса в группу продленного дня, в которой возможно осуществить рациональное построение режима дня, в частности, предусмотреть дневной сон в течение 1—1,5 ч. На приготовление домашних заданий учащиеся первого класса должны затрачивать 45 мин, максимум 1 ч.

Особенности учебного режима учащихся младшего, среднего, старшего возраста

Как показали исследования, в условиях интенсификации умственной деятельности учащихся при обучении по новым программам характер кривой работоспособности в течение дня и недели, определяющей гигиенические требования к организации учебного процесса, следующий: у учащихся первого, третьего и четвертого классов уже с первого урока и до конца учебного дня работоспособность снижается. У школьников пятого — седьмого и восьмого-девятого классов кривая работоспособности падает на третьем и особенно на четвертом уроках, что расценивается как процесс саморегуляции организма, и на пятом уроке работоспособность благодаря этому повышается, а на шестом снова уменьшается. У учащихся десятых классов функциональное состояние центральной нервной системы значительно ухудшается на третьем и четвертом уроках и продолжает снижаться, не давая некоторого подъема на 5-м уроке.

Таким образом, изучение кривой работоспособности на четвертых уроках в младших классах и на шестом в старших показывает малую эффективность этих уроков.

Что касается оптимальной продолжительности каждого урока, то многолетней практикой она установлена в 45 мин. Имеются наблюдения о целесообразности введения для школьников среднего школьного возраста, а также учащихся санаторнолесных школ, в школах для детей больных психоневрозами и ревматизмом 40-минутной продолжительности уроков, т. к. в последние пять мин урока наблюдается значительное утомление.

При обучении с высоким уровнем трудности особое значение имеют рациональная организация и построение, урока в младших классах. Во втором и третьем классах вполне себя оправдывают комбинированные уроки. В старших классах уроки строятся по-разному, в зависимости от характера предмета, содержания темы. Ранее рекомендованная дидактикой (наукой о содержании и методах обучения) четырехэлементная структура урока (опрос, объяснение нового материала, его закрепление, задание на дом) себя не оправдала. В настоящее время апробируются новые формы проведения уроков с широким использованием технических средств обучения, активизации познавательной деятельности учащихся.

В типовом учебном плане общеобразовательной школы предусмотрено в первых четырех классах 24 ч, а начиная с пятого класса — 30—36 ч обязательных уроков в неделю. В национальных республиках число уроков в неделю увеличено за счет необходимости изучать два языка (русский и национальный). Изучение кривой работоспособности учащихся разного возраста в течение недели показывает, что наиболее низкий ее уровень наблюдается в понедельник, как результат неудовлетворительно организованного отдыха в выходной день. У учащихся третьих и четвертых классов обнаружено ухудшение показателей работоспособности в середине недели — в среду, как проявление саморегуляции организма. Затем уровень работоспособности в последние дни увеличивается и снова снижается в субботу. У школьников среднего возраста наиболее низкие показатели работоспособности выявлены в понедельник и пятницу, у учащихся девятых- десятых классов — в первую половину недели. Установленные гигиенические требования к структуре учебного года — четыре учебных четверти: первая — 65 дней (каникулы пять дней), вторая — 50 дней (каникулы 12 дней), третья — 73 дня (каникулы семь дней), четвертая —80 дней (включая экзаменационный период)— не нуждаются в реформах, поскольку в конце года отмечено переутомление лишь у учащихся третьих и десятых классов.

Требования к составлению расписания определяются характером фактической кривой работоспособности в течение недели и учебного дня. В часы и дни оптимальной работоспособности следует размещать трудные и утомительные уроки. К трудным предметам относятся дисциплины, по которым наблюдается низкая успеваемость — математика, иностранный язык. Утомительные предметы обычно вызывают значительные функциональные отклонения у учащихся, хотя успеваемость по этим предметам у большинства школьников высокая. К утомительным предметам прежде всего относят те, которые учащиеся только начинают изучать, а также требующие запоминания большого фактического материала. Так, в первом, втором, третьем классах наиболее утомительным является чтение, в третьем — природоведение, в четвертом — история, в пятом — география, история, ботаника, в шестом — физика. В седьмом классе наиболее низкий уровень работоспособности отмечается после географии, в восьмом, девятом, десятом — после математики и физики. У большинства учащихся значительное утомление вызывают такие предметы как география, химия, литература.

На основе этих материалов разработаны рекомендации к составлению расписания — в младших классах на первых уроках целесообразно проводить уроки чтения, математики, русского языка; природоведение — не позже третьего урока. На первых трех уроках в пятом—седьмом классах следует планировать географию, историю, биологию, на шестом — физику, географию, литературу; в седьмом — математику и географию; в восьмом-десятом классах — уроки географии, физики, химии. При составлении расписания необходимо избегать спаренных уроков (двух одинаковых) и однотипных — похожих по содержанию (например, геометрия и тригонометрия), т. к. они вызывают значительное утомление у школьников. Минимальное количество уроков следует планировать в понедельник во всех классах. В предэкзаменационный и экзаменационный периоды учащиеся должны соблюдать рациональный режим дня (достаточный сон,, прогулки). Продолжительность подготовки к экзаменам нужно укладывать в лимит привычной учебной нагрузки (в школе и при выполнении домашних заданий). Учащихся со слабым типом нервной деятельности и возбудимого типа целесообразно экзаменовать первыми.

Одним из основных требований к организации учебных занятий дома является соблюдение норм их ежедневной продолжительности.

Оптимальной является следующая продолжительность ежедневных занятий дома: в первом классе — 45 мин, во втором — 1 ч, в третьем-четвертом — 1,5 ч, в пятом-шестом — 2 ч, в седьмом-восьмом — 2,5 ч, в девятом-десятом — не более 3 ч. Допустимая длительность занятии дома не должна превышать оптимальную более чем на 30 мин. Установлено, что большинство учащихся укладываются в эти нормы, лишь ученики первых и десятых классов тратят на выполнение домашних заданий значительно больше времени, чем это рекомендуется гигиеническими нормативами. Наиболее оптимальное время для приготовления домашних заданий — 16—18 ч, когда наблюдается подъем работоспособности. Высокий уровень работоспособности при выполнении домашних заданий обеспечивается при соблюдении достаточного перерыва между окончанием уроков в школе и началом учебных занятий дома (1,5—3 ч). Наиболее трудные для ученика задания должны выполняться в первую очередь. Целесообразно чередовать задания по выполнению письменных работ с заданиями, требующими запоминания. Через каждые 45—50 мин следует делать 10-минутные перерывы для проведения активных движений (физкультминуток) при открытых окнах или фрамугах. Через 2 ч занятий необходим перерыв 20 мин на открытом воздухе. Повышению активности умственной работы при выполнении домашних заданий способствует обеспечение гигиенических условий внешней обстановки (рабочее место, соответствующее росту учащихся, свежий воздух, хорошее освещение рабочего места).

Под влиянием физической и умственной деятельности у ребенка наблюдается утомление — снижение полноценности функций как естественная физиологическая реакция. Утомление у детей протекает в две фазы. В первую наступают ослабление активного внутреннего торможения и усиление возбудительного процесса, что проявляется двигательным беспокойством, нарушением дифференцировки. Во вторую фазу утомления ослабевают оба нервных процесса, ребенок становится вялым, сонным. В этот период уменьшаются замыкательная функция корковых клеток, сила условных рефлексов, удлиняется их латентный период, снижается чувствительность анализаторов. Под влиянием полноценного отдыха утомление ликвидируется. Если отдых не полностью снимает утомление и оно накапливается, это свидетельствует о переутомлении, которое является не безразличным для организма. Для профилактики переутомления надо, чтобы объем и характер деятельности соответствовали возрастным и индивидуальным анатомо-физиологическим особенностям, а трудовая и умственная деятельность чередовалась с отдыхом.

Организация отдыха учащихся. Устанавливаемые между уроками перемены являются необходимым и весьма действенным видом активного отдыха учащихся при рациональной организации. Учет эффективности отдыха учащихся на перемене показывает, что она не должна быть меньше 10 мин, иначе восстановление работоспособности не произойдет. На протяжении школьного дня требуются перемены и большей продолжительности. Опыт и соответствующие исследования подтверждают физиологическую целесообразность и педагогическую эффективность двух перемен по 20 мин после второго и третьего уроков, одна из которых используется для организации активного отдыха на открытом воздухе, вторая—для завтрака. Воскресный день, свободный от учебных занятий, должен быть использован для пребывания учащихся на воздухе, главным образом в движении (загородные экскурсии, спортивные занятия и т. п.).

Доказано, что работоспособность учащихся снижается к концу учебной четверти. В связи с этим для восстановления работоспособности по окончанию каждой четверти устанавливаются каникулы, которые учащиеся должны использовать для активного отдыха на свежем воздухе.

Большое оздоровительное значение имеют летние каникулы, от правильного использования которых зависят эффективность отдыха и высокая работоспособность учащихся. Участие в лагерях труда и отдыха, туристических походах, занятие спортом с применением закаливающих факторов являются действенным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. Длительность летних каникул определяется сроком окончания учебного года — в старших классах 66 дней, в младших — 86 дней.



Пред. статья След. статья