Главная | Литература | Общая гигиена: шпаргалки | Гигиенические требования к режиму дня, учебной деятельности, личной гигиене младших школьников и подростков |
Гигиенические требования к режиму дня, учебной деятельности, личной гигиене младших школьников и подростков
В период новорожденности – 16,5 часов сна. Со 2-ого месяца – суточный ритм сна – 10-12 часов(ночной) и 6-6,5 (дневной). В течение 3-ех лет – 10-12 часов ночной и 1-2 дневной.
В школьном возрасте ночной по потребностям (около 8 часов), дневного сна может и не быть.
Оптимальные условия для сна:
- · Спокойные занятия перед сном – прогулки; · Проветренное помещение перед сном и доступ свежего воздуха в течение ночи, но прогретого воздуха; · Удобная, чистая, теплая, но не мягкая постель; · Отсутствие посторонних раздражителей; · Ужин не позже, чем за 2 часа до сна.
Учебные занятия в школе совпадают с подъемом работоспособности, в течение суток наблюдается 2 подъема работоспособности:
1.10-12 часов;
2.16-18 часов.
Длительность учебной нагрузки нормируется с возрастом:
- · 1-3 классы – не более 24 часов в неделю; · 4 класс – 27 часов; · 5-8 класс – 29 часов; · 9 класс – 30 часов; · 9-11 классы – 36 часов.
В начальных классах снижение работоспособности наблюдается после 2 часов, к старшим классам после 7-8 часов.
Время приготовления домашнего задания должно совпадать со 2 подъемом работоспособности и нормируется с возрастом и уставом школ:
- · 1 класс – не более 1 часа; · 2 класс – 1,5 часа; · 3-4 классы – 2 часа; · 5-6 классы – 2,5 часа; · 7 класс – 3 часа; · 8-11 классы – до 4 часов.
Приготавливаются домашние задания после завтрака или обеда, после продолжительного отдыха не менее 2 часов. В семье для приготовления заданий дома организуется хорошо освещенное рабочее место. Через каждые 30 минут работы надо делать 15-минутный перерыв.
Активный отдых на воздухе:
- · Младший школьный возраст – 3-3,5 часа; · Средние классы – 2,5-3 часа; · Старшие классы – 2-2,5 часа.
После активного поведения на свежем воздухе занятия по интересам. В формах отдыха не должно быть явного принуждения. Нормируется питание. Питание должно быть маленькими порциями (примерно 5 раз в сутки):
- · Легкий завтрак; · Завтрак в школе; · Обед; · Полдник (в 17-18 часов); · Ужин.
Требования к питанию в режиме дня:
- · Полное восполнение энергетических и пластических затрат; · Прием пищи в определенное время; · Пища должна быть высококачественной (консервы давать нельзя).
Если ребенок занимается спортом, то пищу принимают за 2 часа до тренировки и 1,5 после тренировки. В школьной столовой меню не должно повторяться чаще, чем 2 раза в неделю. В режиме дня должно быть отведено время для трудового занятия (1-1,5 часа в день).
Вне школьной деятельности не более 2 кружкой:
- · 1-3 классы – 2 часа; · 4-8 классы – 2-3 часа; · 9-11 – 3-4 часа.
Продолжительность 1 занятия в младших классах – 45 мин – 1 час, в средних и старших классах – 1,5-2 часа.
Гигиенические принципы организации учебной деятельности. В учебной деятельности функционируют следующие системы:
- · ЦНС и периферическая нервная система; · Анализаторы; · Опорно-двигательный аппарат.
При перенагрузке или недостаточном отдыхе развивается состояние утомления, а потом переутомления.