Главная | Литература | Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян | Гигиенические требования к зданию детских учебно - воспитательных учреждения |
Гигиенические требования к зданию детских учебно - воспитательных учреждения
Детские и подростковые учреждения должны размещаться в отдельных зданиях, построенных по специальным типовым проектам.
Детские ясли-сад обеспечивают единую систему воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста. В основу строительства и эксплуатации зданий этих детских учреждений положены следующие принципы: 1) композиция и планировка зданий должны обеспечить групповую изоляцию детей и удобную связь групповых ячеек с административными и медицинскими помещениями; 2) ясли-сады вместимостью 280 мест и более следует размещать в зданиях павильонной либо блочно-секционной застройки, что позволит обеспечить надежную групповую изоляцию; 3) набор помещений должен включать спальни для организации дневного сна на воздухе; 4) в детских яслях-садах любой вместимости необходимо предусматривать музыкально-гимнастический зал для проведения занятий физической культурой и эстетического воспитания детей.
Ясли-сад включает три группы помещений: для детей преддошкольного возраста, для дошкольников и административно-хозяйственные. Нормами проектирования принята универсальная (по набору помещений) групповая ячейка для детей ясельных и дошкольных групп, т. к. единство оздоровительной и воспитательной работы в этих учреждениях требует однородного состава помещений. Универсальная ячейка позволяет разместить как дневные, так и /круглосуточные группы; состоит она из детской комнаты (игральной-столовой), спальни, буфетной, приемной, или раздевальни и туалетной. Площадь пола в игральной-столовой должна быть не менее 50 м2, высота 3 м.
Каждая ясельная группа, как правило, должна иметь самостоятельный наружный вход. При наличии общего входа для двух групп (разрешается для детей дошкольного возраста) групповая изоляция достигается, так называемым почасовым графиком завода детей в помещения, при котором дети разных групп входят в здание поочередно. Для проведения в яслях-саду воспитательной и профилактической работы имеется ряд общих помещений — зал для музыкальных и физкультурных занятий площадью 75 м2 в яслях-садах на 95—165 мест и 100 м2 в яслях-садах на 275 мест и 2 отдельных зала для музыкальных и физкультурных занятий в яслях-садах на 340 и более мест, медицинские помещения в составе медицинской комнаты (6 м2) и комнаты для заболевшего ребенка (8—12 мг). Административно-хозяйственные помещения включают кабинет заведующей, пищеблок (кухня с моечной, заготовочной и раздаточной, кладовые для хранения овощей и сухих продуктов), прачечную и кладовые для хранения белья.
Основные принципы проектирования школьных зданий: I) повозрастное распределение учащихся — разобщение младших школьников от детей среднего и старшего возраста; 2) обеспечение условий для: а) физического воспитания; б) трудового обучения; в) получения горячего питания; г) дневного сна детей подготовительного класса и групп продленного дня (первые-вторые классы); д) рационального отдыха на переменах; 3) благоприятных условии микроклимата и естественного освещения.
Школьные здания бывают трех типов: централизованные, блочно-секционные, павильонные. В централизованных школах все помещения располагаются в одном здании, что не позволяет осуществить дифференцированное по возрасту разобщение школьников. Принцип повозрастного разобщения учащихся благоприятно решается в школьном здании павильонного типа, когда классные комнаты школьников разного возраста размещаются в отдельных зданиях. Однако этот тип школьного здания стоит дорого, требует большой территории и приемлем в южных районах страны, где не нужно устраивать теплые коридоры, связывающие отдельные павильоны. Наиболее перспективным типом школьного здания является блочно-секционный. При этом типе здание размещается в нескольких двух-трехэтажных блоках, на всех этажах которого располагаются 2 секции на 4 класса. Каждая секция имеет отдельный вход, раздевальню, туалет, рекреацию, что позволяет осуществить максимальное разделение детского коллектива на возрастные группы. Кроме того, блочно-секционная структура здания дает возможность изолировать учебные помещения от общешкольных (гимнастический и актовый залы, пищеблок, мастерские), которые являются источником пыли, шума и загрязнения воздуха. При блочно-секционной композиции школьного здания улучшается связь с земельным участком, обеспечиваются условия для отдыха во время перемен на земельном участке. Школьное здание рекомендуется строить не выше 3-х этажей.
Помещения школы делятся на учебные (классные комнаты, лаборатории, мастерские, гимнастический зал, комнаты обслуживающего и ручного труда), вспомогательные (рекреация, вестибюль, раздевальня, туалет), административно-хозяйственные (учительская, кабинет директора, завуча, медпункт, столовая, канцелярия). При внутренней планировке, централизованного школьного здания учитывают следующие гигиенические требования: на первом этаже следует размещать учебные комнаты для учащихся младших классов и групп продленного дня, физкультурный зал, кабинет врача, учебные мастерские, канцелярию, кабинет директора, пищеблок. На втором этаже — учительскую и учебные кабинеты, на третьем — кабинеты. В школах с блочно-секционным зданием на третьем этаже блока желательно располагать кабинеты для учащихся старших классов по предметам, которые наиболее часто у них изучаются (математика, физика, литература и русский язык). На первом этаже размещаются аналогичные кабинеты для школьников 5—7 классов. На втором этаже—кабинеты по прочим предметам. Это дает возможность учащимся при кабинетной системе обучения переходить из кабинета в кабинет в пределах не более 2-х этажей и отдохнуть на перемене.
При кабинетной системе учащиеся среднего и старшего возраста не закреплены за определенным классным помещением, а обучаются в специализированных кабинетах (математики, истории и т. д.), что позволяет поднять качество обучения.
Для защиты вестибюля и раздевальни от охлаждения входы в здание школы должны иметь тамбуры. В сельских школах при раздевальне необходима сушилка для просушивания верхней одежды. Раздевальни наиболее целесообразно устраивать децентрализованными в торцах здания или рекреациях. В последнем случае одежда хранится в специальных шкафчиках. Децентрализованные раздевальни способствуют профилактике инфекционных заболеваний, делают более доступным проведение перемен на открытом воздухе. Не разрешается устраивать раздевальни в классных комнатах, т. к. это значительно ухудшает качество воздуха.
Классные комнаты в современных школах возможны 3-х типов: продольные, поперечные и квадратные. Согласно нормам проектирования размер классной комнаты принят 60 м2. Наиболее отвечают гигиеническим требованиям квадратные классы— они позволяют делать различную расстановку мебели, что необходимо при использовании технических средств обучения, а также для работы групп продленного дня. Квадратные классы, что очень важно, позволяют соблюдать необходимую дистанцию от доски по первой парты. Установлено, что это расстояние должно быту 2,65 м. В этом случае угол рассматривания (угол, образуемый плоскостью доски и линией, идущей от глаз учащихся к доске) будет равен 35°. что обеспечит оптимальные условия зрительной работы учащихся, сидящих на первых партах в первом и третьем рядах. В поперечных классах условия зрительной работы неблагоприятные, особенно для учащихся первых парт в четвертом и первом рядах — угол рассматривания менее 27°.
Рекреационные помещения могут быть коридорные и зальные. Последние имеют гигиенические преимущества, создавая условия для отдыха и двигательной активности учащихся на переменах. Зальные рекреации обычно обслуживают 3—4 класса. Желательно, чтобы рекреационные помещения, играющие роль резервуаров чистого воздуха, были застроены только с одной стороны и имели площадь, равную 0,6—0,7 м2 на одного учащегося.
Гимнастический зал - обязательный элемент набора основных помещений современных школ. Основные гигиенические требования к его планировке: размещение на первом этаже в отдельном блоке с продольной осью с севера на юг и с двухсторонней ориентацией окон, дающей возможность осуществить сквозное проветривание; наличие помещения для переодевания учащихся, душевых и туалетов. Школьные гимнастические залы должны быть высотой не менее 5,4—6 м, что при площади 162—288—450 м2 (в зависимости от количества учащихся) обеспечивает около 15— 20 м2 воздуха на одного школьника.
Для широкого осуществления трудового обучения учащихся в состав помещений общеобразовательной школы включают кабинет ручного труда, мастерские по обработке металла, дерева, кабинеты обслуживающего труда по обработке тканей и кулинарии, мастерские для практикумов учащихся девятых-десятых классов, лаборатории с лаборантской. Школьные мастерские располагаются на первом этаже, желательно в отдельном блоке с двухсторонней ориентацией. Площадь на одного учащегося в кабинете обслуживающего труда 2,5—2,8 м2; в мастерских — 3,3 м2.
Пищевой блок — обязательная составная часть здания общеобразовательной школы. Он размещается на первом этаже и имеет в своем составе: обеденный зал, кухню с доготовочной и заготовочной, овощной цех, мясо-рыбный цех, моечную, кладовые сухих продуктов и овощей, санитарный узел и душевую для персонала. Перед входом в столовую должны быть умывальники для мытья рук и электрополотенца. Санитарный узел состоит из связанных между собой умывальной комнаты и уборной, для которой первая служит шлюзом. Здесь же имеются приспособления для поклассного хранения и просушивания уборочного инвентаря. Санитарный узел желательно размещать в торцах каждого этажа.
В классных комнатах, особенно для детей младшего возраста, в лабораториях и мастерских, кабинете врача обязательно устройство умывальников. В школах с продленным днем необходимы помещения для дневного сна учащихся первого и второго классов.
В детских учреждениях используют водяное или панельное отопление. Оно должно обеспечить в помещениях для новорожденных 22—23° С, детей в возрасте до 1 года 21—22° С, детей 2—3 лет 19— 20° С, 3—7 лет — 18—19° С, в классных помещениях во II и III климатических районах 18° С, спортивном зале 15—16° С, кабинете врача 22° С.
В основу вентиляции детских учреждений положено сочетание широкой аэрации (форточки, фрамуги) и вытяжной вентиляции с естественным (вытяжные каналы с дефлекторами) или механическим побуждением. Нормируется следующая кратность обмена воздуха (по вытяжке) в 1 час: школьный класс— 1 —1,5, детская комната в яслях—1, химическая лаборатория — 3, гимнастический зал — 3, туалет — 5, кухня — 3.
Все помещения в детских учреждениях, исключая некоторые вспомогательные, должны иметь естественное освещение. В помещениях для длительного дневного пребывания детей (групповые комнаты, веранды, классные комнаты, спортивный зал), желательно остекление окон увиолевыми стеклами. Минимальная освещенность рабочих мест в групповых комнатах детских садов, классных помещений школ должна составлять 600 лк, оптимальная — 1200—1400 лк. В средней светоклиматической полосе СССР это соответствует расчетному коэффициенту естественной освещенности 2,5%—5%. В практике проектирования в СССР для классных и аналогичных им помещений руководствуются нормами КЕО—1,5%, световой коэффициент 1 : 4. Для того чтобы повысить освещенность рабочих мест в детских дошкольных учреждениях и школах до физиологически обоснованных величин (КЕО — 2,5%), в настоящее время широко внедряется ленточное остекление светонесущей стены — сплошная лента остекления, без простенков. Однако в ясную солнечную погоду при ленточном остеклении появляются блескость, высокая яркость и неравномерность освещения, а также повышается температура воздуха и нужно применять солнцезащитные приспособления (жалюзи, шторы из поплина, козырьки). Для того чтобы повысить дневную освещенность в классных комнатах, особенно наиболее удаленных от светонесущей стены мест, а также чтобы обеспечить более равномерное освещение во всем помещении, потолок и верхнюю часть стен следует окрашивать в белый цвет, нижнюю часть стен — в светло-желтый, бежевый, парты — в зеленый. С этой целью рекомендуют такую конструкцию межэтажных перекрытий, при которой расстояние между верхним краем окон и потолком доведено до минимума. Высоту подоконников следует принимать равной 0,5—0,82 м, соответственно высоте стола школьной парты. Не рекомендуется в детских учреждениях вешать занавеси на окнах и устанавливать цветы на подоконниках, что значительно уменьшает освещенность.
Искусственное освещение детских и подростковых учреждений осуществляется либо лампами накаливания, либо люминесцентными лампами дневного света. В интересах охраны зрения учащихся крайне важно обеспечить в учебных помещениях достаточное (не менее 15& ли—при лампах накаливания и 300 лк — при люминесцентном освещении) равномерное и неслепящее освещение с коэффициентом равномерности не менее 0,5 и яркостью светящейся поверхности светильников общего освещения не выше 200 кд/м2. Это достигается использованием светильников равномерно рассеянного света типа подвеса с шаром из молочного стекла, подвеса с колпаком из молочного стекла, типа люцета сборная с лампами 200—300 Вт или кольцевыми светильниками СК-300 отраженного света, состоящих из пяти колец и чаши из силикатного стекла, прикрывающего лампу мощностью 300 Вт. Светильники размещаются в классной комнате на высоте 2—2,2 м над уровнем рабочих мест. В классной комнате необходимы семь светильников СК-300 при напряжении в сети 220 В и 8 светильников при напряжении 127 В.