Главная | Литература | Гигиена питания: А. И. Горшков | Задачи отделов гигиены питания сэс |
Задачи отделов гигиены питания сэс
Основными задачами отделов гигиены питания по контролю за работой предприятий общественного питания являются:
предупреждение пищевых отравлений и острых кишечных инфекционных болезней, передающихся через готовую пищу;
контроль за обеспечением пищевой и биологической полноценности питания, а также его эпидемической безопасностью.
Санитарный режим предприятий общественного питания должен выполняться в строгом соответствии с требованиями «Санитарных правил для предприятий общественного питания» № 1410-76, утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР 31.03.76 г.
Для выполнения основных задач отделами гигиены питания проводится:
контроль за качеством поступающих в предприятия общественного питания продуктов, за соблюдением санитарных правил хранения, обработки и реализации;
контроль за санитарно-техническим состоянием и содержанием предприятий общественного питания;
контроль за соблюдением санитарных правил мытья посуды и правил хранения пищевых отходов;
контроль за соблюдением персоналом правил личной гигиены и состоянием их здоровья;
контроль за соблюдением санитарных правил транспортировки готовой пищи, кулинарных изделий и полуфабрикатов;
контроль за выполнением ранее данных предложений по улучшению работы предприятия общественного питания.
При обследовании предприятий применяются лабораторно-инструментальные методы, обеспечивающие объективную оценку качества мытья посуды, условий хранения продуктов, эффективности тепловой обработки пищи и проводимой уборки, дезинфекции и выполнения правил личной гигиены. Помощниками санитарных врачей регулярно производятся выемки проб продуктов и готовой пищи для химико-бактериологического исследования как в плановом порядке, так и по эпидемическим показаниям.
При контроле за организацией питания определенных контингентов ведущее место принадлежит организации рационального питания.
Одной из задач в работе органов санитарно-эпидемиологической службы является контроль за выполнением мероприятий по профилактике пищевых отравлений и острых кишечных инфекционных болезней, связанных с употреблением приготовленных в предприятиях общественного питания кулинарных изделий и готовой пищи. Важность проведения систематического контроля объясняется тем, что пищевые продукты в процессе кулинарной обработки подвергаются многократной обработке разного характера, в том числе измельчению, растиранию, формовке, а также контакту с инвентарем, оборудованием, руками персонала, подвергаются транспортировке.
В связи с этим существует риск инфицирования микроорганизмами готовой пищи и кулинарных изделий, а также риск снижения пищевой и биологической ценности пищи. Все факторы риска можно объединить в 5 групп (по К. С. Петровскому и В. Д. Ванханену):
а) санитарное благоустройство и содержание предприятий;
б) личная гигиена и санитарная грамотность персонала и его здоровье;
в) транспортирование, прием и хранение пищевых продуктов;
г) кулинарная обработка пищевых продуктов;
д) реализация и хранение готовой пищи.